
ГИБДД предъявляет новое требование к водителям
Российские водители столкнулись с новой реальностью на дорогах. В последнее время автовладельцы массово получают неожиданные уведомления о взысканиях за действия, которые ранее часто оставались без внимания. Речь идет о простом нахождении мобильного телефона в руках во время движения транспортного средства.
Эксперты подтверждают появление новых штрафов, рассылаемых автомобилистам по всей стране. Если раньше взыскание применялось в основном к ситуациям, когда водитель разговаривал по телефону, приложив аппарат к уху, то сейчас уведомления приходят даже тем, кто просто держал устройство в руках. Например, для настройки навигационного приложения или перекладывания из одного места в другое.
Большое количество водителей уже получили штрафы в размере 1 500 рублей. Система автоматически фиксирует использование телефона без применения специальной гарнитуры. Представители ГИБДД подтвердили, что выявление нарушителей осуществляется при помощи камер, осуществляющих фото- и видеофиксацию нарушений ПДД.
В ПДД указано, что штраф накладывается при поднесении телефона к уху. Вместо этого рекомендуется применять наушники или системы громкой связи. Однако текущая практика показывает, что любое нахождение телефона в руках во время движения может трактоваться как нарушение.
Пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Юристы отмечают сложность сложившейся ситуации. С одной стороны, правила четко определяют запрет на использование телефона без устройств hands-free. С другой стороны, отсутствие детализации того, что конкретно считается использованием, приводит к двоякому толкованию норм права. Это создает почву для многочисленных споров между водителями и представителями закона.
Автоматизированная фиксация нарушений добавила новые сложности. Умные камеры, оснащенные технологиями искусственного интеллекта и нейросетями, способны распознавать даже кратковременное нахождение телефона в руках водителя. Система анализирует положение рук, определяет наличие электронного устройства и передает данные на дальнейшую проверку инспектору.
Камеры используют новые технологии: искусственный интеллект и нейросети. Они вычисляют на фото: руль, положение рук и ремень безопасности. Вычисление нарушителей происходит в несколько этапов: камера определила, что водитель пользуется гаджетом, затем инспектор в ходе проверки подтвердил факт правонарушения, после чего автовладелец получил взыскание.
Многие водители выражают недовольство подобной практикой, считая ее чрезмерно строгой. Особенно остро стоит вопрос о ситуациях, когда телефон находится в руках кратковременно – для переключения трека в музыкальном приложении или корректировки маршрута в навигаторе. По мнению автомобилистов, такие действия не должны приравниваться к полноценному использованию устройства.
Представители юридического сообщества указывают на проблему недостаточной нормативной базы. Четкие критерии нарушения не зафиксированы в правилах с достаточной детализацией. Это приводит к тому, что в разных регионах и даже в различных ситуациях один и тот же поступок водителя может трактоваться по-разному.
Водители имеют законное право оспорить подобные штрафы. Основанием для обжалования может служить использование системы громкой связи в момент фиксации нарушения, что исключает возможность наказания. Также поводом для отмены постановления может стать отсутствие четких доказательств нарушения.
Согласно КоАП у вас есть 10 суток на обжалование административного правонарушения после получения копии постановления о нарушении. Оспорить взыскание с камеры можно онлайн через портал Госуслуги или приложение «Штрафы ГИБДД».
Эксперты рекомендуют водителям заранее позаботиться о правильной организации использования телефона в автомобиле. Установка держателя для устройства и предварительная настройка маршрута помогут избежать необходимости брать телефон в руки во время движения. Для разговоров лучше использовать гарнитуру или систему громкой связи.
Сложившаяся ситуация показывает, что технологический прогресс в области фиксации нарушений опережает развитие нормативной базы. Это создает определенные сложности для всех участников дорожного движения. Водителям приходится адаптироваться к новым требованиям, а законодателям – задуматься о более четком формулировании правил.
Остается открытым вопрос, как будет развиваться данная практика в будущем. Будет ли выработана единая подход к применению штрафных санкций или же ситуация с двояким толкованием правил сохранится. Пока же автомобилистам стоит быть предельно внимательными и соблюдать существующие нормы, какими бы строгими они ни казались.