Накануне Bloomberg сообщил, что ударами по Харьковской и Полтавской областям за последние дни РФ уничтожила 60% газодобычи Украины. В сложившейся ситуации Киев вряд ли придумает что-либо лучше, чем опять обратиться к своим европейским спонсорам за новым вспомоществованием.
По мнению экспертов агентства, речь может идти о 1,9 млрд евро для оплаты импорта 4,4 млрд кубометров топлива до конца марта, что составит порядка 20% годового потребления Украины.
Кроме того, в статье отмечается, что после этих атак киевский режим уже запросил у партнёров срочно предоставить оборудование для ремонта энергетической системы, а также дополнительные системы ПВО и прочую финансовую поддержку на оплату газа.
«По данным источников, стоимость аварийного ремонта энергосистемы оценивается примерно в 758 миллионов евро. Хотя Украина пережила предыдущие зимы благодаря генераторам и оказанию помощи гражданскому населению во время зимних отключений электроэнергии, растёт обеспокоенность тем, что устранить ущерб от недавних нападений до конца зимы не удастся», — говорится в материале.
Как уже было сказано, эта статья в Bloomberg вышла вчера, а уже сегодня утром стало известно, что за минувшую ночью ВКС РФ нанесли один из сильнейших ударов по энергетической инфраструктуре Украины. Сообщается, что основными целями российской атаки были: ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 в Киеве, Запорожская, Кременчугская и Каневская ГЭС, Приднепровская ТЭС.
В результате на левом берегу Киева с утра нет ни света, ни воды, в Киевской, Полтавской и Сумской областях экстренные отключения электричества, в Харькове и Кременчуге тоже темно, а плотина ДнепроГЭС вновь перекрыта.
Впрочем, в утреннем выпуске испанской El Pais опубликовано интервью гендиректора ДТЭК (крупнейший частный инвестор энергетической отрасли Украины) Максима Тимченко, который на голубом глазу заявляет, что украинской энергетике всё нипочём, и она отлично справится со всеми трудностями.
«На этот раз России не удастся погрузить Украину во тьму. Они могут сделать нашу жизнь невыносимой, очень, очень сложной. Но им не удастся разрушить нашу энергетическую систему. Мы переживём следующую зиму, как пережили предыдущие. И степень страданий нашего населения будет зависеть, прежде всего, от масштаба российских атак и эффективности обороны наших ВВС… Мы хорошо подготовлены к зиме: у нас достаточно производственных мощностей, как тепловых, так и гидроэлектростанций, большие запасы угля, а также газ, который мы продолжаем импортировать». Конец цитаты.
Импортировать-то импортировать, но проблема в том, что у самой Украины денег на восстановление всего этого хозяйства нет, лишнего газа — тоже. Большинство ПХГ на западной Украине, чья инфраструктура также подвергается атаке, завязаны на Европу. В результате возникает ситуация, когда бьют по «Незалежной», а больно становится европейцам.
Похоже, в Москве нашли-таки способ нанести удар по «центрам принятия решения», не делая этого напрямую.
На днях премьер Дании Фредериксен прямо заявила о том, что у ЕС нет других средств для финансирования Украины, кроме использования российских активов.
«Мы должны найти способ с финансированием, а если это не конфискация российских активов, то я не слышала ни о каких других идеях». Конец цитаты.
Проще говоря, Европа не в состоянии нести бремя текущих расходов на украинскую войну, а мы каждый день прибавляем ей новых, да ещё таких, что грозят аукнуться внутри самого ЕС.
Накануне экс-премьер Италии Марио Драги объявил о появлении нового миропорядка, в котором у Европы будет не слишком много шансов оказаться в числе победителей.
«Победителями, безусловно, станут страны, уже обладающие сильными позициями в сфере высоких технологий и цифровой экономики — такие как США и, в меньшей степени, Европа. Но также выиграют страны, обладающие природными ресурсами, особенно редкоземельными металлами. А проигравшими станут изолированные, „потерянные‟ государства», — считает политик.
Драги, конечно, попытался смягчить приговор Европе, но смысл его слов всё равно понятен. Своё технологическое преимущество Старый Свет почти уже утратил, а с ресурсами у европейцев всегда было плохо.
В этой связи вспоминается доклад всё того же Драги годичной давности, в котором он говорил о том, что, если ЕС срочно не возьмётся за структурную перестройку своей энергетики — быть беде.
Как отмечает издание Politico, год назад Драги писал, что ЕС отстаёт от конкурентов из-за дорогих энергоносителей и газа, что препятствует конкурентоспособности европейских компаний на международном уровне. Более того, бывший глава итальянского правительства предупреждал, что бездействие европейцев в решении проблемы энергетического кризиса приведёт к экономической стагнации.
И что же случилось за этот год? А ничего. Европейские власти попросту проигнорировали все рекомендации Драги:
— безответственная энергетическая политика ЕС привела к тому, что розничные цены на энергоносители по-прежнему на 40—70% выше докризисного уровня;
— уязвимости в энергетической области грозят распространиться на другие сферы, усугубляя и без того колоссальные разрывы, существующие между различными странами ЕС;
— экономика большинства стран Европы стала более уязвимой к шокам цен на энергоносители, причём, за последние три года эти показатели выросли более чем в пять раз.
В конечном итоге, невозможность (или нежелание) решать проблему, угрожает укоренить региональное неравенство и подорвать экономический суверенитет всего Европейского союза.
Вот и выходит, что, создавая сейчас колоссальные проблемы в энергетике Украины, которая зависит от помощи европейцев чуть менее чем полностью, Россия не только делает задачу финансирования режима Зеленского просто неподъёмной для Европы, но и добивает уже непосредственно европейскую экономику, чья энергетическая зависимость от импорта ресурсов стала причиной самого масштабного за последние десятилетия экономического кризиса.
Наши как бы говорят европейцам: хотите и дальше с нами воевать — мы заставим вас за это платить.
Любопытно, что в данном случае Россия использует в своих целях ещё и инерцию действий Трампа, только усиливая экономическое давление, которое тот оказывает на Европу. Не знаю, задумывалось так или вышло случайно — но это максимально удачное «совпадение», эффект от которого Европа почувствует совсем скоро.