Российские маркетплейсы вступают в эру повышенной ответственности и прозрачности. Осенью 2025 года в силу вступает пакет законодательных изменений, который кардинально меняет взаимоотношения между платформами, продавцами и потребителями. Новые правила направлены на искоренение недобросовестных практик, борьбу с навязанными услугами и создание честной конкурентной среды в цифровой торговле. Эти преобразования затрагивают как гигантов электронной коммерции, так и малый бизнес, вынуждая всех участников рынка пересматривать привычные модели работы.
С 1 сентября 2025 года начинают действовать поправки в Закон «О защите прав потребителей», установленные Федеральным законом от 07.04.2025 № 69-ФЗ. Основной удар законодателей направлен против навязанных услуг и скрытых опций, которые годами оставались больным местом онлайн-торговли. Автоматически включенные страховки, предустановленные дополнительные услуги и скрытые подписки теперь приравниваются к серьезным нарушениям с ощутимыми финансовыми последствиями для бизнеса.
Эпоха добровольного согласия: конец скрытым опциям
Ключевое изменение законодательства — прямой запрет на включение в договор платных дополнительных товаров или услуг без отдельного, подтвержденного согласия потребителя. Теперь компании не имеют права проставлять галочки «по умолчанию», включать скрытые подписки или страховки без явного и осознанного согласия покупателя. Это правило распространяется на все виды торговли — от покупки авиабилетов с автоматически подключенной страховкой до заказа товаров в интернет-магазинах с предустановленными дополнительными опциями.
Яркий пример: если онлайн-школа продает основной курс по графическому дизайну только вместе с дополнительным мини-курсом, такой подход теперь считается незаконным. Покупатель должен иметь возможность приобрести основной товар или услугу без каких-либо доплат. Для включения дополнительных услуг в основной заказ компании обязаны получать отдельное письменное согласие потребителя.
«Компании и предприниматели не смогут включать в договор дополнительные товары и услуги без отдельного, подтверждённого согласия потребителя».
Аналогичные правила теперь действуют и в сфере услуг. Если в процессе выполнения работ возникают необходимость в дополнительных платных услугах, исполнитель обязан получить письменное согласие заказчика. Например, строительная бригада не может самостоятельно принять решение о выравнивании стен при оклейке обоями без ведома клиента и затем включить эту услугу в счет.
Финансовые последствия: бизнес рискует миллионами
Новые правила подкреплены серьезными финансовыми санкциями. С 1 сентября 2025 года штрафы за навязанные услуги возрастают кратно: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 100 000 до 300 000 рублей, для юридических лиц — от 300 000 до 1 миллиона рублей. Даже одна такая история может обернуться для компании проверкой и существенными финансовыми потерями.
Потребитель получил право отказаться от оплаты дополнительных товаров или услуг, если он не давал согласия на их приобретение. В этом случае продавец обязан вернуть сумму в течение трех рабочих дней с момента получения требования. Если компания не сможет доказать, что потребитель добровольно дал согласие, услугу признают навязанной, что повлечет за собой возврат денег и административный штраф по пункту 2.1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Цифровые права потребителей: свобода выбора приложений и оплаты
С 1 сентября 2025 года также вступает в силу Федеральный закон №194-ФЗ, направленный на защиту прав пользователей технически сложных устройств с предустановленным программным обеспечением . Этот закон напрямую касается смартфонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров, смарт-телевизоров и других гаджетов, продаваемых в России.
Закон устанавливает три ключевых принципа. Во-первых, производителям запрещается ограничивать возможность установки программ через единый магазин приложений RuStore. Пользователи должны иметь право беспрепятственно искать и устанавливать любые приложения. Во-вторых, обеспечивается полноценное использование функционала приложений — потребители могут свободно обновлять и настраивать приложения из российского магазина. В-третьих, пользователи получают свободу выбора способов оплаты — производителям запрещается навязывать конкретные платежные системы.
«Запрещается ограничивать возможность установки программ через единый магазин приложений RuStore. У пользователей должно быть право беспрепятственно искать и устанавливать любые приложения».
Повышение прозрачности маркетплейсов: новые обязанности платформ
С 1 сентября 2026 года владельцы маркетплейсов будут обязаны размещать рядом с карточками товаров ссылки на открытый госреестр выданных сертификатов качества или зарегистрированных деклараций о соответствии. Это правило, установленное Федеральным законом от 28.12.2024 №546-ФЗ, не будет распространяться только на товары, бывшие в употреблении, а также на случаи, когда договор купли-продажи заключается в торговом объекте, где у потребителя есть возможность ознакомиться с информацией о соответствии.
Кроме того, в 2025 году принят Федеральный закон от 31.07.2025 №290-ФЗ, касающийся деятельности посреднических цифровых платформ. Согласно этому документу, если потребитель обнаружил недостатки в товаре или услуге, приобретенной через ПЦП, он вправе потребовать возврата средств непосредственно на платформе. Оператор платформы обязан обеспечить техническую возможность предъявления таких требований. Если покупатель получил товар с помощью логистической службы оператора ПЦП, он должен иметь возможность вернуть его тем же способом.
Борьба с потребительским экстремизмом: поиск баланса интересов
На фоне усиления защиты прав потребителей законодатели также работают над мерами противодействия так называемому «потребительскому экстремизму». Это явление проявляется, когда покупатели злоупотребляют своими правами, используя законодательство не для разрешения споров, а с целью получения незаконной выгоды.
По данным экспертов, в сфере онлайн-торговли ущерб продавцов на маркетплейсах от действий недобросовестных покупателей в 2025 году может достичь 30 миллиардов рублей . Особенно остро эта проблема стоит в строительной сфере, где до 60% договоров долевого участия оспариваются в судах, а средний размер взыскиваемых сумм достигает 20-25% от стоимости контракта.
В качестве решения проблемы предлагается ограничить размер неустойки стоимостью товара и направлять штрафы в государственный бюджет вместо выплат истцам. Также рассматривается возможность установления фиксированного штрафа в размере 10% от суммы, присужденной потребителю, для товаров дороже 10 МРОТ, если продавец не выполнил требования добровольно.
Последствия для бизнеса: перестройка или уход с рынка
Новые законодательные требования несут для бизнеса как риски, так и возможности. С одной стороны, многие компании вынуждены пересматривать свои бизнес-процессы, договоры и интерфейсы сайтов. Необходимо убрать автоматически включенные опции, настроить системы получения явного согласия на дополнительные услуги и переобучить персонал.
С другой стороны, прозрачные и честные практики работы с клиентами могут стать конкурентным преимуществом. Компании, которые быстро адаптируются к новым требованиям, получают возможность укрепить доверие потребителей и улучшить свою репутацию на рынке.
Особенно сложно нововведения могут даться малому и среднему бизнесу. Для многих предпринимателей выполнение новых требований окажется слишком сложным и затратным, что может привести к их уходу с маркетплейсов. В результате долю рынка могут занять крупные игроки, способные выдержать дополнительные издержки, что потенциально может сказаться на уровне конкуренции и привести к росту цен.
Перспективы регулирования цифровой экономики
Законодательные изменения осени 2025 года — лишь первый этап масштабной реформы регулирования цифровой экономики. Совет Федерации уже предложил правительству обновить законодательство о платформенной экономике, чтобы устранить перекосы и обеспечить равные условия для всех участников рынка.
Главная цель этих инициатив — предотвратить предоставление необоснованных преимуществ компаниям, связанным с владельцами цифровых платформ. Законодатели предлагают закрепить принцип единой цены вне зависимости от способа оплаты, чтобы конечная стоимость товара не зависела от того, платит ли покупатель банковской картой, электронным кошельком или иным способом.
Ожидается, что новые правила повысят прозрачность деятельности маркетплейсов. Платформы будут обязаны публиковать действующие договоры, раскрывая информацию о поставщиках, ценах и происхождении товара. Это создаст более понятные и честные отношения между всеми участниками рынка, снизит риск мошенничества и позволит потребителям делать осознанный выбор.
Реформа платформенной экономики только начинается, но уже очевидно, что правила игры на российском рынке электронной торговли становятся строже и прозрачнее. Бизнесу предстоит быстро адаптироваться к новым реалиям, а потребители получат дополнительные инструменты для защиты своих прав и кошельков.