Dark Mode Light Mode

Штрафы для водителей вырастут в два раза: новые правила перевозки детей вступят в силу с 1 сентября 2025 года

Штрафы для водителей вырастут в два раза: новые правила перевозки детей вступят в силу с 1 сентября 2025 года

С 1 сентября 2025 года российских водителей ожидают серьезные изменения в Правилах дорожного движения, касающиеся перевозки детей. Поправки, принятые Госдумой, ужесточают требования к детским удерживающим устройствам и значительно увеличивают размеры штрафов за нарушения. Для обычных водителей-физических лиц штраф может вырасти почти в два раза – с текущих 3000 до 5000 рублей. Для должностных лиц наказание увеличится ровно вдвое и составит 50 тысяч рублей вместо прежних 25 тысяч. Наибольшие финансовые последствия ждут юридические лица, которые в случае принятия законопроекта будут штрафоваться на 200 тысяч рублей вместо 100 тысяч.

В Госдуме полагают, что существующий размер штрафов постепенно теряет сдерживающий эффект. Законодатели подчеркивают, что когда речь идет о безопасности детей, любое нарушение может обойтись слишком дорого, причем дело в этом случае касается уже не денег, а жизни и здоровья подрастающего поколения. Нововведения направлены на повышение безопасности юных пассажиров и уточнение требований к использованию детских удерживающих устройств.

С 1 сентября вступают в силу новые правила дорожного движения, по которым детей можно перевозить в автомобиле только если они находятся в сертифицированных детских удерживающих системах (устройствах), соответствующих Правилам ООН № 44-04 или № 129 — Заявление представителя Госдумы.

Ключевое изменение: полный запрет несертифицированных устройств

Самой значимой новацией стало четкое законодательное определение детского удерживающего устройства. Долгое время в ПДД существовала неопределенность относительно того, что именно считать детским удерживающим устройством (ДУУ). Это приводило к появлению на рынке различных приспособлений, таких как адаптеры ремней безопасности, накладки, фиксаторы и другие «заменители», которые не обеспечивали должного уровня безопасности, но при этом формально позволяли избежать штрафа.

С 1 сентября 2025 года эта лазейка закрывается. В ПДД закреплено четкое определение детского удерживающего устройства. Теперь под ДУУ понимаются только те устройства, которые соответствуют Правилам Организации Объединенных Наций № 44-04 или № 129. Это означает, что любое приспособление, не имеющее соответствующей сертификации и не являющееся полноценным автокреслом или бустером, признается недействительным для перевозки детей.

Практическое значение этого изменения заключается в полном запрете на использование так называемых «ФЭСТ-адаптеров», накладок на ремни, лямок и других подобных устройств, которые ранее могли применяться для детей старшего возраста. Единственно разрешенными средствами для перевозки детей теперь являются автокресла и бустеры, прошедшие соответствующую сертификацию.

Применение подобных адаптеров с 1 сентября будет квалифицироваться как перевозка детей без кресел и, соответственно, повлечет штраф — Заявление депутата Госдумы.

Новые правила перевозки по возрастным группам

Обновленные правила уточняют требования к перевозке детей в зависимости от их возраста, роста и веса. Специалисты напоминают, что основной критерий – это не только возраст, но и физические параметры ребенка, которые должны соответствовать характеристикам удерживающего устройства.

Дети до 7 лет (включительно)
На переднем сиденье перевозка детей до 7 лет строго запрещена без использования детских удерживающих систем, соответствующих росту и весу ребенка. На заднем сиденье дети до 7 лет должны перевозиться только с использованием детских удерживающих систем. Использование штатных ремней безопасности без автокресла или бустера для этой возрастной группы недопустимо.

Дети от 7 до 11 лет (включительно)
Детей этой возрастной группы можно перевозить на переднем сиденье только с использованием детских удерживающих систем. На заднем сиденье детей от 7 до 11 лет можно перевозить либо с использованием детских удерживающих систем, либо с использованием штатных ремней безопасности, но только если ребенок уже достаточно высок, чтобы ремень проходил по плечу, а не по шее, и по бедрам, а не по животу.

Дети старше 12 лет
Дети старше 12 лет или достигшие роста 150 см и веса 36 кг (независимо от возраста) могут перевозиться без специальных удерживающих устройств, используя штатные ремни безопасности автомобиля.

Штрафы за нарушение правил перевозки детей

Несоблюдение правил перевозки детей влечет за собой административную ответственность. С 1 сентября 2025 года, с учетом ужесточения требований к ДУУ, штрафы будут применяться строже. Согласно статье 12.23 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки людей», за нарушение требований к перевозке детей предусмотрены следующие санкции :

Для водителя – штраф за нарушение требований к перевозке детей составляет 3000 рублей. Согласно рассматриваемому законопроекту, эта сумма может быть увеличена до 5000 рублей.
Для должностных лиц – штраф составляет 25 000 рублей (планируется увеличение до 50 000 рублей).
Для юридических лиц – штраф составляет 100 000 рублей (планируется увеличение до 200 000 рублей).

Важно отметить, что применение адаптеров ремней безопасности или других несертифицированных приспособлений с 1 сентября будет квалифицироваться как перевозка детей без удерживающего устройства, со всеми вытекающими последствиями.

Дополнительные штрафные санкции

Помимо основного штрафа за отсутствие детского кресла, водитель может быть привлечен к ответственности и по другим статьям, связанным с перевозкой детей.

Штраф за оставление ребенка в автомобиле
Согласно пункту 12.8 ПДД РФ, запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет без присмотра совершеннолетнего лица. За нарушение этого правила предусмотрен штраф по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП РФ: в Москве или Санкт-Петербурге – 2500 рублей, в остальных регионах – предупреждение или штраф 500 рублей.

Штраф за неправильную установку автокресла
Аналогичные штрафные санкции – от 3 тысяч до 100 тысяч рублей могут наложить, если автокресло явно не подходит ребенку по телосложению, в автокресле находится более одного ребенка, или автокресло не зафиксировано в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Риски при нарушении правил перевозки детей

Требования ПДД к использованию детских удерживающих устройств основаны на законах физики и анализе данных о дорожно-транспортных происшествиях. Для понимания необходимости этих правил важно рассмотреть риски, возникающие при их несоблюдении.

Перевозка ребенка на руках
При столкновении на скорости 50 км/ч инерционная масса любого пассажира увеличивается более чем в 30 раз. Это означает, что ребенок весом 10 кг в момент удара создает нагрузку, эквивалентную 300 кг. Удержать такую массу физически невозможно. В результате ребенок получает тяжелые травмы при ударе о переднее сиденье или другие элементы салона автомобиля.

Неправильное положение штатного ремня безопасности
Штатный ремень безопасности спроектирован для пассажиров ростом от 150 см. При использовании его для фиксации ребенка меньшего роста возникают две основные опасности: верхняя диагональная лямка располагается в области шеи, что при резком торможении или ударе создает риск асфиксии или перелома шейных позвонков; нижняя поясная лямка смещается с тазовых костей на брюшную полость, что приводит к критическому давлению на внутренние органы.

Подтвержденная эффективность детских удерживающих устройств
Конструкция детских автокресел и бустеров разработана для распределения энергии удара на прочные участки тела ребенка и для его надежной фиксации. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, правильное применение ДУУ показывает следующие результаты: снижение риска летального исхода для младенцев на 70% и снижение риска летального исхода для детей в возрасте от 1 до 4 лет на 54%.

Как выбрать правильное детское удерживающее устройство

Выбор автокресла или бустера – это не просто покупка, а инвестиция в безопасность вашего ребенка. При выборе ДУУ необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

Сертификация
Устройство должно соответствовать стандартам безопасности ЕЭК ООН R44/04 или R129 (i-Size). Наличие соответствующей маркировки на кресле обязательно.

Группа кресла
Автокресла делятся на группы в зависимости от веса и возраста ребенка. Важно выбрать кресло, соответствующее текущим параметрам вашего ребенка. Группа 0/0+ (до 13 кг, до 1 года) – автолюльки и кресла-переноски, устанавливаются против хода движения; Группа 1 (9-18 кг, 1-4 года) – устанавливаются по ходу движения; Группа 2/3 (15-36 кг, 4-12 лет) – бустеры или кресла со спинкой, могут использоваться со штатными ремнями безопасности.

Способ крепления
Кресла могут крепиться с помощью штатных ремней безопасности автомобиля или системы ISOFIX. ISOFIX считается более надежным и простым в установке.

Комфорт и удобство
Ребенок должен чувствовать себя комфортно в кресле, особенно в длительных поездках. Стоит проверить наличие регулировок, качество обивки и вентиляции.

Совместимость с автомобилем
Необходимо убедиться, что выбранное кресло подходит для вашего автомобиля и может быть правильно установлено.

Распространенные ошибки при установке автокресел

Даже самое дорогое и сертифицированное автокресло не гарантирует безопасность, если оно установлено неправильно. По данным исследований, значительная часть травм детей в ДТП происходит именно из-за ошибок в установке удерживающих устройств. Вот наиболее распространенные ошибки, которых следует избегать :

Неправильное крепление кресла
Кресло должно быть надежно зафиксировано в автомобиле, без люфта. Если оно крепится штатным ремнем, убедитесь, что ремень натянут максимально туго. При использовании ISOFIX проверьте индикаторы правильной установки.

Слабо затянутые ремни безопасности ребенка
Ремни, фиксирующие ребенка в кресле, должны плотно прилегать к телу, без возможности просунуть более двух пальцев между ремнем и ключицей ребенка. Свободные ремни не смогут удержать ребенка при резком торможении или ударе.

Неправильное положение ремней
Плечевые ремни должны выходить из спинки кресла на уровне плеч ребенка или чуть выше. Нижний ремень должен проходить по бедрам, а не по животу.

Использование кресла, не соответствующего весу/росту
Нельзя использовать кресло «на вырост» или, наоборот, слишком маленькое. Ребенок должен соответствовать весовой и ростовой группе кресла.

Установка автолюльки на переднем сиденье при включенной подушке безопасности
Это смертельно опасно. Подушка безопасности при срабатывании может нанести серьезные травмы ребенку в автолюльке. Всегда отключайте фронтальную подушку безопасности пассажира при установке автолюльки на переднем сиденье.

В итоге

Изменения в правилах перевозки детей, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года, и планируемое увеличение штрафов – это не просто ужесточение требований, а важный шаг к повышению безопасности самых маленьких пассажиров. Отказ от несертифицированных устройств и четкое определение ДУУ призваны исключить любые компромиссы в вопросах детской безопасности.

Помните, что штраф – это лишь наименьшее из возможных последствий. Гораздо важнее – жизнь и здоровье вашего ребенка. Инвестируйте в качественное, сертифицированное автокресло, правильно устанавливайте его и всегда пристегивайте ребенка. Это ваша ответственность и ваш вклад в безопасное будущее.