Урегулирование может исходить из де-факто признания нынешней линии соприкосновения, заявил Грэм.
Гарантии безопасности и для Украины, и для России могут стать краеугольным камнем новой архитектуры безопасности в Европе. К такому выводу пришел экс-помощник президента США Томас Грэм, представивший детальный план из пяти переговорных треков.
«Украинцы имеют в виду агрессию со стороны России. Но Украина теоретически в будущем может столкнуться с угрозами и с других направлений, будь то в Черноморском регионе или, например, на Балканах», – отметил он в интервью РБК.
Одним из ключевых вопросов является модель гарантий безопасности для Украины по типу «вооруженного нейтралитета». Грэм называет собственную армию Украины с оборонительным потенциалом альтернативой направлению туда миротворцев Запада. Он полагает, что вопрос размера армии, которая не будет восприниматься Москвой как угроза, едва ли можно решить в рамках лишь двустороннего диалога. Ограничения для украинской армии, по его мнению, должны стать частью более масштабного соглашения о стабилизации границ между Россией и Западом и быть взаимными. Таким соглашением может стать аналог ДОВСЕ, адаптированный к текущим реалиям.
Что касается роли НАТО, то Грэм уверен, что дальнейшего расширения альянса на восток де-факто не произойдет. По его словам, сложно представить, чтобы Белоруссия или государства Закавказья стали кандидатами на вступление и этот факт нуждается в формальном признании. Если НАТО в целом не готово на такой шаг, то России было бы достаточно получить обязательства от США и нескольких других стран-членов о неподдержке дальнейшего продвижения на восток. Это стало бы одной из составляющих гарантий безопасности для Москвы.
«Это также должно снять озабоченности Москвы. Таким образом, в конечном счете мы говорим о таком урегулировании, которое предоставляет гарантии безопасности и Украине, и России и станет краеугольным камнем более масштабной архитектуры безопасности на европейском континенте на долгие годы вперед», – пояснил Грэм.
В территориальном вопросе первоначальное урегулирование могло бы исходить из фактической линии соприкосновения. Речь может идти о де-факто признании сложившегося положения вещей, но не о признании де-юре, при условии, что окончательное решение территориального спора будет предметом будущих переговоров.
Отдельно Грэм выделил вопрос разморозки российских активов и восстановления Украины. Возможное решение он описывает так: в обмен на ослабление санкций и разблокировку активов Россия могла бы выделить средства на восстановление разрушенных районов.
«Такая формула позволила бы сохранить принцип неприкосновенности суверенных активов и одновременно решить проблему восстановления, избежав темы репараций. Это могло бы стать решением, приемлемым и для Киева, и для Москвы», – считает Грэм.
Для управления финансовыми ресурсами, по его мнению, потребуется создание международного комитета с участием многих сторон.
Решение вопроса о дискриминации этнических русских и русскоязычных граждан, по мнению эксперта, уже просматривается в контексте европейской интеграции Украины.
«Права русскоязычных жителей на Украине будут так или иначе защищены, особенно по мере того, как Украина будет решать вопросы, связанные со вступлением в Европейский союз. И по сути многие русскоязычные и этнические русские теперь живут на территориях, контролируемых Москвой», – подытожил бывший помощник американского лидера.