Dark Mode Light Mode

Утильсбор ударит по карману: как повышение сбора до 2 млн рублей изменит авторынок России

Утильсбор ударит по карману: как повышение сбора до 2 млн рублей изменит авторынок России

Споры вокруг нового механизма расчета утилизационного сбора достигли своего пика. С 1 ноября 2025 года российских автовладельцев ждут радикальные изменения: Минпромторг планирует ввести прогрессивную шкалу утильсбора, привязанную к мощности двигателя. Это решение, по мнению экспертов и депутатов, может спровоцировать цепную реакцию на автомобильном рынке — от резкого роста цен до расцвета серого рынка запчастей и старения автопарка страны.

Депутат Госдумы Ярослав Нилов обратился к министру промышленности и торговли Антону Алиханову с требованием пересмотреть предлагаемые изменения. В своем обращении парламентарий подчеркивает, что нововведения ударят в первую очередь по малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, которые активно используют автомобили мощностью более 160 лошадиных сил.

Радикальное изменение методики расчета взимаемого сбора негативно отразится не только непосредственно на цене автомобиля — за этим последует старение автопарка, расширение серого рынка б/у запчастей и комплектующих, а также неминуемый рост цен на другие товары и услуги — в частности, на такси.

Новая формула расчета: как изменится утильсбор с 1 ноября

Согласно проекту постановления Минпромторга, базовая ставка утильсбора будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале. Для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, сохранятся льготные коэффициенты, но только для транспортных средств мощностью до 160 л.с. — 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей за автомобиль старше трех лет.

Однако для автомобилей мощнее 160 л.с. изменения будут драматическими. Например, утильсбор на популярный кроссовер Geely Monjaro мощностью 238 л.с. с 1 ноября составит 952 тысячи рублей вместо нынешних 3,4 тысячи рублей. К 2030 году ставка на аналогичный автомобиль превысит 1,6 миллиона рублей.

Наибольший удар придется по гибридам и электромобилям. Их льготная ставка ограничена на уровне 80 л.с. номинальной 30-минутной мощности. Таким образом, утильсбор за гибридный кроссовер Li L7 (197 л.с.) с 1 ноября составит 1,83 миллиона рублей, а за электромобиль Zeekr 001 (225 л.с.) — 2,16 миллиона рублей вместо нынешних 3,4 тысячи рублей.

Экономические последствия: цены вырастут на 2 миллиона рублей

По прогнозам представителей крупных дилерских сетей, новый порядок расчета ставок утильсбора неминуемо приведет к подорожанию автомобилей, ввозимых в Россию по схеме параллельного импорта. Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов прогнозирует рост цен в среднем на 20%.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев ожидает увеличения цен на 800 тысяч рублей и выше, в зависимости от мощности двигателей. Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский приводит еще более шокирующие цифры: по его подсчетам, цены на ряд машин вырастут на 2 миллиона рублей.

Рост затронет не только мощные автомобили. Генеральный директор компании «Мотор-Плейс» Михаил Плотников отмечает, что подорожание на 5-10% ожидает и автомобили мощностью менее 160 л.с., поскольку рынок един, а перераспределение по миксу моделей создаст общий инфляционный всплеск.

Отраслевые последствия: удар по малому бизнесу и автопарку

Особую озабоченность экспертов вызывает потенциальное воздействие новых правил на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. Именно эта категория автовладельцев активно использует автомобили мощностью более 160 л.с. для коммерческой деятельности.

Ярослав Нилов в своем обращении к министру Алиханову предупреждает: «Повышение утильсбора поставит рынок в условия необходимости либо отказа от машин с мощностью двигателя более 160 л.с., либо значительной переплаты. При этом такие автомобили используются в основном индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, что с большой долей вероятности приведет к росту цен».

Директор розничных продаж дилерской группы «Авилон» Илья Петров прогнозирует сокращение импорта автомобилей мощностью более 160 л.с. как минимум на 15% после вступления изменений в силу. Это может привести к дефициту коммерческого транспорта и росту затрат для малого бизнеса.

Риски для потребителей: старение автопарка и серый рынок

Одним из наиболее серьезных последствий нового утильсбора эксперты называют потенциальное старение автопарка страны и расширение серого рынка запчастей. Николай Иванов из «Рольфа» отмечает, что радикальное изменение методики расчета может привести к опасной динамике роста нелегального рынка некачественных запчастей.

Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев предупреждает, что не избегнут подорожания и автомобили с пробегом, которые поставляются из-за рубежа. По его словам, это произойдет с задержкой в два-три месяца относительно новых автомобилей.

Ярослав Нилов акцентирует внимание на том, что предварительные расчеты показывают: ожидаемые размеры утилизационного сбора для ряда моделей уже превышают стоимость самого автомобиля, что делает их фактически заградительными.

Социальные последствия: рост цен на такси и товары

Повышение утильсбора может спровоцировать волну роста цен на сопутствующие товары и услуги. Как предупреждает Ярослав Нилов, радикальное изменение методики расчета негативно отразится не только на стоимости автомобилей, но и приведет к росту цен на другие товары и услуги, в частности на такси.

Это может усилить социальную напряженность, особенно в условиях, когда многие автовладельцы еще не оправились от прошлогоднего повышения утильсбора. Депутат отмечает, что ему продолжают поступать обращения граждан, которые «до сих пор пытаются разобраться еще с прошлогодним повышением суммы утильсбора».

Новые ставки станут дополнительным ударом как по бюджетам отдельных граждан, так и по автомобильному рынку в целом. Это особенно актуально для регионов Дальнего Востока, которые особенно чувствительны к автомобильному импорту.

Аргументы Минпромторга: защита рынка или дискриминация?

Минпромторг обосновывает необходимость изменений тем, что текущая методика расчета утильсбора потеряла актуальность. В ведомстве отмечают, что популярность стали набирать машины с малообъемными, но мощными турбодвигателями, а также гибриды и электромобили.

По данным министерства, 88% легковых машин, зарегистрированных в России за последние пять лет, имеют мощность менее 160 л.с. В регионах Дальнего Востока этот показатель достигает 95%.

В пресс-службе Минпромторга подчеркивают: «На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и года выпуска. При этом все большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании одного показателя — объема двигателя — теряет актуальность».

Перспективы пересмотра: будет ли компромисс?

Обращение Ярослава Нилова к министру Алиханову содержит просьбу «еще раз в комплексе проанализировать и оценить масштаб последствий регулирующего воздействия, в том числе социальных, в случае реализации планов изменения методики начисления утилизационного сбора».

Депутат подчеркивает необходимость учета массовых обращений граждан и потенциальных негативных последствий для экономики и социальной сферы. Он призывает к более взвешенному подходу, который не приведет к резкому росту цен и другим отрицательным эффектам.

В ближайшие недели ожидается активное обсуждение предлагаемых изменений между представителями автобизнеса, депутатами и правительством. Исход этих переговоров определит будущее российского автомобильного рынка на годы вперед.

В Итоге: баланс между интересами рынка и потребителей

Введение новой методики расчета утилизационного сбора ставит перед российским авторынком серьезные вызовы. С одной стороны, необходимо адаптировать законодательство к новым технологическим реалиям — распространению турбодвигателей, гибридов и электромобилей. С другой стороны — важно не допустить разрушительного воздействия на экономику и социальную сферу.

Как отмечают эксперты, предложенные изменения могут привести к сокращению импорта мощных автомобилей на 15-20%, их значительному подорожанию и развитию серого рынка . Это особенно ударит по малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, которые активно используют такие транспортные средства в своей деятельности.

Баланс между интересами развития отечественного автопрома, защиты окружающей среды и сохранения доступности автомобилей для граждан и бизнеса остается ключевой задачей для регулятора. От того, насколько взвешенное решение будет принято в конечном итоге, зависит будущее всего автомобильного рынка России.