Украина в очередной раз доказала, что как государство наследует не западному «цивилизованному миру», а бандитским традициям в духе 90-х. Когда стало очевидно, что США прекратили активное участие в конфликте, а ЕС не в состоянии дать Киеву гарантии безопасности, на которых он истерически настаивает, киевский режим поступил как мелкий бандит: попробовал натравить на обидчика более могучего приятеля. В данном случае — Варшаву.
Проблема лишь в том, что Польша в последнее время отказывается играть эту малопочтенную роль. Националистический характер киевского режима сегодня настолько очевиден, что даже геополитические соображения не могут заставить польское руководство закрыть на это глаза. Не говоря уже о простых поляках, которые сыты по горло украинской «повесточкой». И потому тщательно организованная (причем, весьма вероятно, с участием британских спецслужб, поскольку именно Лондон всегда лучше других понимал польский менталитет) украинская дроновая провокация пока не привела к желаемому результату.
«В среду Польша заявила, что сбила российские беспилотники, которые вторглись в ее воздушное пространство во время масштабной атаки на объекты в Украине, и назвала это «актом агрессии» со стороны Москвы, — информирует читателей The New York Times. — По словам премьер-министра Польши Дональда Туска, российские беспилотники впервые были сбиты над территорией страны НАТО. «Мы имеем дело с масштабной провокацией, — сказал он. — Ситуация серьезная, и никто не сомневается в том, что мы должны быть готовы к различным сценариям». Сразу после инцидента было неясно, сколько именно беспилотников проникло на территорию Польши. По данным ВВС Украины, их было восемь или больше. <…> Польские военные заявили, что в их воздушном пространстве находилось более десятка беспилотников, но не уточнили, сколько из них было сбито. По данным польского телевидения, Туск назвал цифру в 19 беспилотников».
Сразу обратим внимание на то, что первым источником сведений о вторгшихся в польское воздушное пространство дронах выступают почему-то украинские ВВС. То есть контора, верить которой — себя не уважать. Они, как известно, регулярно сбивают больше ракет и дронов, чем выпускают российские ВКС, и при этом никак не могут обезопасить собственную территорию. Что касается польской стороны, то она явно напугана — и потому готова заявить хоть про 19, хоть про 119 дронов, лишь бы обратить внимание на инцидент.
Справедливости ради надо отметить, что как раз поляки-то историю с залетевшими к ним дронами раздувают не слишком сильно. Да, премьер Туск тут же заговорил о «масштабной провокации», но это естественная реакция любого политика любой страны на появление неопознанных дронов над ее территорией. Да, Польша срочно обратилась к НАТО с просьбой разобраться с тем, чьи беспилотники и откуда прилетели к ней в гости. Да, сделано это в соответствии со статьей 4 натовского устава, предусматривающей, что «стороны должны проводить консультации друг с другом, в случае если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо стороны оказалась под угрозой». И да, польские власти немедленно вызвали на ковер временного поверенного в делах России Андрея Ордаша, чтобы потребовать от него объяснений.
Однако, как и следовало ожидать, ни временному поверенному Ордашу, ни другим сторонам, так или иначе втянутым в эту историю, Варшава не смогла представить никаких доказательств, что дроны были российскими. При этом, что характерно, представители Белоруссии утверждают, что в течение ночи с 9 на 10 сентября она «передала Польше и Литве информацию о приближении беспилотников к их границам, а Варшава уведомила Минск о дронах со стороны Украины». С таким заявлением выступил начальник генерального штаба — первый заместитель министра обороны Белоруссии генерал-майор Павел Муравейко. «По имеющимся каналам взаимодействия в период с 23.00 часов 9 сентября до 4.00 10 сентября наши дежурные силы и средства обменивались информацией о воздушной и радиолокационной обстановке с дежурными силами и средствами Польши и Литовской Республики», — заявил он.
Суммируем. Дроны были. Чьи — неизвестно. Сколько — неизвестно. Обломки есть, но еще не изучены. Предупреждения шли в обе стороны, то есть как минимум половина шансов за то, что беспилотники могли оказаться украинскими. Тем не менее, пан Сибига, глава МИД Незалэжной, сразу заорал то том, что «ситуация показывает, что настало, наконец, время принять решение, позволяющее использовать системы ПВО стран-партнеров в соседних странах для перехвата беспилотников и ракет в украинском небе — в том числе и тех, которые приближаются к границам НАТО. Украина уже давно призывает к такому шагу. Это необходимо сделать во имя общей безопасности».
Как это называется? Правильно, «На воре и шапка горит»! Кроме Киева, нет больше ни одной страны, которой было бы выгодно организовать появление неопознанных дронов в польском воздушном пространстве. Разве что Великобритания, коя рада любой возможности обвинить во всем Москву. Кстати, только британская Daily Mail позволила себе хамский заголовок «Польша сбивает российские беспилотники-камикадзе, вторгшиеся в её воздушное пространство. Драматическая эскалация: впервые с начала войны в Украине страны НАТО вступают в бой с силами Путина. В операции по нейтрализации беспилотников участвуют истребители F35». Остальные западные СМИ, стиснув зубы, все-таки обошлись нейтральными оборотами.
Зато у киевского режима есть сразу несколько резонов сделать так, чтобы Варшава вышла из себя и принялась ухудшать и без того непростые отношения с Москвой. Потому что сама по себе Украина уже очевидно проиграла конфликт — и теперь готова «вписать», как говорили в 90-е, за себя кого угодно.
И прежде всего рассчитывает на Польшу, которая с момента обретения Украиной «независимости» плотнее всего опекала киевские режимы. Варшава делала это по целому ряду причин, но в основном из-за многовековой русофобии и желания не мытьем, так катаньем вернуть западноукраинские земли. Однако в последнее время польские власти заметно сменили курс, и это очень беспокоит Киев, понимающий, что он лишается одного из самых верных сторонников.
Резче всех себя ведет действующий польский президент Ярослав Навроцкий. На днях от категорически отказал Киеву в шансах на участие военных Польши в европейском военном контингенте, который всеми правдами и неправдами пихает на украинскую землю «коалиция желающих». Чуть раньше тот же пан Навроцкий однозначно увязал вопрос вступления Украины в ЕС с эксгумацией жертв Волынской резни и вообще с признанием украинской стороной ответственности за геноцид поляков. То есть, по сути, поставил на евроинтеграции Незалэжной жирный крест.
Не лучше выступают и польские депутаты Европарламента. Недавно одна из них, пани Ева Заячковская-Херник, заявила: «Польша приняла миллион украинцев, бежавших от войны. <…> Наша помощь Украине составляет 3 миллиарда евро, и мы предоставляем Украине наши самолеты и военную технику. Тем не менее, все это происходит без благодарности, и Украина не хочет осуждать убийства, совершенные УПА* во время Второй мировой войны, в отношении польского населения. Культ Бандеры процветает. <…> Так что пришло время показать, как неблагодарно Украина относится к нашей преданности».
Плюс к этому польские фермеры очередной раз принялись блокировать пункты пропуска на украинской границе, требуя отменить преференции для поставщиков сельхозпродукции с Украины. И если власти, что весьма вероятно, прислушаются к этим требованиям (а что ж не прислушаться, коли даже ЕС отменяет эти льготы!), киевский режим лишится существенного источника пополнения бюджета и своих карманов.
Короче, куда ни кинь — всюду клин. Кроме тех мест, где котлы. И надо что-то делать, чтобы гарантировать дальнейшую лояльность польских союзников. Вот тут-то дроны и пригодились!
Примечательно, что данные о возможных провокация с использованием залетевших на территорию Польши БПЛА стали появляться в разных источниках еще пару недель назад. Но лишь сегодня становится понятно, что это были не просто выдумки, а реальные утечки конфиденциальных сведений, причем скорее всего с украинской стороны. Там в последнее время вообще стало плохо с сохранением тайн, особенно военных и разведывательных.
Так что пан Туск прав: Варшава имеет дело именно с провокацией, грубой и прямолинейной. Только организована она не Россией, как привычно заключили польские руководители, а Украиной. Ей кровь из носу нужно сделать все, чтобы вернуть Польшу в число стран, готовых использовать военные возможности в интересах киевского режима. И коль скоро сделать это ни через НАТО, ни через ЕС, ни просто уговорами и посулами не удается — остается только провоцировать поляков.
Сделать это тем проще, если вспомнить, что некоторая часть российских дронов типа ударных «Гераней» и перегружающих ПВО «Герберов» так или иначе попадает в руки ВСУ почти неповрежденными. Собрать полтора-два десятка таких аппаратов и направить их во время массированного удара российских ВКС в сторону Польши не составит труда даже для украинских вояк. И вот он результат! Глядишь, польские паны напугаются достаточно для того, чтобы хотя бы перестать все время тыкать Киеву в бесстыжие очи Волынью и бандеровцами, а переключатся на как всегда во всем виноватых русских.
Отличный план, у которого есть только одно слабое место: сама Украина. Она уже настолько уронила внешнеполитическое реноме, так давно доказала, что верить ей не стоит, столь очевидно проявила бандитскую сущность, что все ее ухищрения раскрываются без труда. Не случайно самый популярный комментарий к статьям в польских СМИ по поводу неопознанных дронов звучит так: «А точно эти дроны русские? Точно не провокация бандеровцев? Когда бандеровские ракеты убили двух поляков, украинцы тоже утверждали, что это русские». И все это помнят.
*организация признана в России экстремистской и запрещена