Украина захотела вооружиться более чем сотней новых боевых многофункциональных истребителей за следующие 15 лет. Какой же самолет станет основным в ВСУ, попыталось выяснить польское издание Defence24.
ВВС Украины хотят получить на вооружение высокоэффективный истребитель. Но если отечественный авиапром не сможет создать такой самолет, то его придется покупать за границей, желательно с максимальным вовлечением украинских компаний в его производство.
У Киева имеются обширные планы по модернизации ВВС до 2035 года. Украинские военные хотят заменить четыре типа постсоветских машин: истребители, разведчики, бомбардировщики и штурмовики – на одну.
В настоящее время у Украины имеется шесть бригад тактической авиации. По состоянию на конец 2018 года они располагали различными вариантами Су-24 (14 шт), Су-25 (31 шт), Су-27 (35 шт) и МиГ-29 (45 шт).
Первый этап обновления должен произойти к 2025 году. Военные хотят определиться, какая именно машина им нужна, разобраться с инфраструктурой и обучением персонала, после чего купить одну эскадрилью. К 2030 году они хотят вооружить новыми самолетами две бригады, т.е. количество эскадрилий должно возрасти минимум до четырех. К 2035 году надеются заменить оставшиеся машины на новые.
Стоимость программы оценивается в 200 млрд грн., что составляет почти $8,6 млрд. Для Украины это колоссальная сумма, но даже ее не хватит на перевооружение ВВС на самолеты желанного пятого поколения. Так что Украина, вероятнее всего, сделает свой выбор в пользу самолетов поколения 4++.
Сейчас Киев и Вашингтон ведут переговоры на межправительственном уровне по этому вопросу. Рассматриваются самолеты Boeing F-15 Eagle и F-16 Falcon в последних экспортных модификациях. Также рассматривается вариант приобретения истребителей Saab JAS39E/F Gripen у Швеции. План приобретения такого количества самолетов делает Украину привлекательным рынком для крупных компаний.