11 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев выделил 2 миллиона долларов на гуманитарную помощь Украине. Средства, по официальным данным, будут направлены на закупку и отправку произведённого в Азербайджане электрооборудования для восстановления энергосистемы Украины. Формально речь идёт о мирных целях, однако в России этот шаг вызвал бурную реакцию — от сдержанного понимания до призывов к жёстким мерам против Баку.
Рычаги давления и мнения экспертов
Экс-премьер ДНР, депутат Госдумы Александр Бородай напомнил, что у Москвы есть «огромное количество способов оказать воздействие на азербайджанскую элиту».
«Начиная от воды, которая в Азербайджан течёт через Дагестан, и от которой Азербайджан очень сильно зависит, и заканчивая массой других рычагов… Такое впечатление, что азербайджанская элита вдруг взялась пилить сук, на котором она реально сидит», — заявил он.
По словам Бородая, до полного разрыва дипломатических отношений дело пока не дошло, но дальнейшие шаги Баку могут изменить ситуацию.
Депутат Госдумы Андрей Гурулёв предложил запретить импорт азербайджанских товаров в Россию, подчеркнув, что от этого «у нас ничего не изменится, а вот у них сильно изменится».
«Можно и азербайджанских предпринимателей в России пощипать. Портить отношения с таким крупным соседом, как Россия, — неразумно», — отметил парламентарий.
Кандидат исторических наук Евгений Семибратов считает, что меры могут быть точечными, но болезненными: «Повышенное внимание к законности пребывания граждан Азербайджана в России — эффективная локальная мера… В нашей стране диаспора азербайджанцев оценивается в миллион человек».
Он также напомнил о зависимости Баку от транзита нефти через российскую инфраструктуру, что может стать дополнительным рычагом давления.
Семибратов видит в выделении $2 млн скорее символический жест, продиктованный эмоциями, чем стратегический расчёт. По его мнению, это демонстрация недовольства ударами по объектам SOCAR, которая может обернуться для Баку серьёзными проблемами в случае подтверждения слухов о поставках боеприпасов.
Замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин утверждает, что Азербайджан и ранее был замечен в «недружественных действиях»: «По определённым данным, они поставки эти уже осуществляли — снарядов и другого — через посредников… Пусть попробуют. Оружие Украине поставляют гораздо более вооружённые страны, и, тем не менее, это ничем не помогает».
Военкор Юрий Котенок добавил, что в Баку налажено производство артиллерийских снарядов калибра 122 и 155 мм, которые могут попасть на Украину — вопрос лишь в форме передачи.
Политолог Евгений Михайлов считает, что нынешняя помощь — не рекордная по сумме, но теперь она подана показательно:
«Азербайджан всегда демонстрировал своё негативное отношение к происходящему на Украине… До последнего в Баку соблюдали нейтралитет, но сейчас, на фоне обострения, поддержку киевскому режиму начнут оказывать демонстративно».
Он напомнил, что Алиев и Зеленский осудили удары российских военных по нефтебазе SOCAR на Украине, и подчеркнул, что Москва не станет реагировать резко, пока речь идёт о гуманитарных поставках: «Если это будет нужно, любая энергетическая поддержка киевского режима будет уничтожаться. Неважно, откуда она поступает».
На фоне жёстких заявлений звучат и мягкие оценки. Зампред комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова заявила: «Они участвуют в восстановлении мирной жизни… Если оборудование у них есть, оно хорошее — людям надо всё равно жить. Россия не собирается ухудшать жизнь мирных жителей».
Так что в итоге?
Наиболее вероятной остаётся ограниченная реакция Москвы. Последуют предупреждения, незначительные угрозы, быть может — точечные меры против отдельных компаний и предпринимателей, связанных с Баку, а также контроль диаспоры. Конечно, отношения будут напряжёнными, но переход в открытую конфронтацию очень маловероятен.
Однако, в случае подтверждения фактов скрытых поставок боеприпасов Украине или расширения помощи, может произойти запрет импорта ряда азербайджанских товаров, ужесточение миграционного контроля, пересмотр транзитных условий для нефти и газа. Россия, скорее всего, также активизирует взаимодействие с Ираном для давления на Баку, включая региональные транспортные проекты.
В любом случае, шаг Азербайджана в пользу Украины уже воспринимается в Москве как политический сигнал. Пока дверь для диалога остаётся открытой, но вектор отношений заметно смещается в сторону конфронтации. Начало затяжного политического противостояния уже не так далеко, как кажется. Тем более за происходящим внимательно наблюдают Иран и Армения, поэтому потеря доверия со стороны Москвы может обернуться не только экономическими потерями, но и стратегической изоляцией.
Очень интересны в этом контексте слова главы Корпуса стражей исламской революции (элитного подразделения армии Ирана) Ядолла Джавани, который, комментируя ранее встречу между лидерами США, Армении и Азербайджана, заявил, что Ильхам Алиев и Никол Пашинян, доверившись Вашингтону, совершили ту же ошибку, что и глава киевского режима Владимир Зеленский. Быть может, Алиеву необходимо всё же подумать, прежде чем предпринимать следующие шаги?