Операцию разработали заместитель командира роты и штурман полка. Выбрали Шаталовский аэродром, так как он лучше всего приспособлен для посадки подобных самолетов. Перелет проходил над Белоруссией, чтобы не попасть под действие украинской ПВО. Подробности читайте в материале «Новороссии«.
Су-24 – по классификации НАТО Fencer, то есть «Фехтовальщик» – был разработан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. В серию фронтовой бомбардировщик пошел с 1971 года.
За всю историю производства было выпущено около 1400 Су-24 различных модификаций. Сегодня эти боевые машины играют ключевую роль в составе ВВС России. Они позволяют наносить ракетно-бомбовые удары в любых метеоусловиях и в любое время суток. В том числе – на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
13 февраля 1992 года русские летчики перегнали шесть Су-24М с Украины в Россию. О подвиге офицеров 6-го бомбардировочного авиационного полка в своем блоге рассказал известный военный эксперт и публицист Владислав Шурыгин («Рамзай»).
Шурыгин подчеркивает, что это было время, когда Украину массово покидали русские офицеры, не желавшие давать присягу чужой стране. Полковник Черный – заместитель командира дивизии, в которую входил авиационный полк, дислоцирующийся в Староконстантинове (Хмельницкая область), – еще в январе отказался присягать на верность Незалежной. Вместе со штурманом полка он разработал план перелета в Россию. Публицист рассказывает:
Шесть Су-24М, поднявшись в воздух на облет, внезапно снизились на предельно малую высоту, выйдя из зоны видимости радаров, и совершили перелет на аэродром Шаталово (Смоленская область). В этот же день замкомполка, управлявший в тот день полетами, сел в личную машину и, забрав с собой знамя 6-го бомбардировочного авиационного полка, тоже выехал в Россию.
Офицеры отчаянно рисковали. Украинская ПВО к этому моменту уже имела приказ пресекать подобные перелёты любыми средствами. В том числе – огнем на поражение. Поэтому военлеты направили бомбардировщики через территорию Белоруссии, чтобы сразу выйти из воздушного пространства Украины.
Владислав Шурыгин отмечает, что «угон» самолетов стал неожиданностью не только для ВВС Украины, но и для России. К авиаторам срочно вылетел главком ВВС Дейнекин, которому для этого пришлось покинуть Минск, где он находился на встрече «Беловежской тройки».
Встреча боевых летчиков состоялась на аэродроме Чкаловский в Подмосковье. Говорят, Дейнекин отругал летчиков за «самоволку», запретил встречаться с журналистами, после чего пообещал всем равноценные должности в России.
Самолёты Украине возвращены не были. Тем самым, подчеркивает публицист, герои-офицеры спасли тысячи жизней наших бойцов во время СВО:
По мнению натовских экспертов, наш фронтовой бомбардировщик – одна из лучших машин для операций над полем боя. Сегодня для ВСУ каждый Су-24 буквально «на вес золота», так как именно они способны нести западные крылатые ракеты SCALP и Storm Shadow.
Экс-главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в интервью изданию The Economist рассказывал, что к февралю 2022 года Украина обладала 120 боевыми самолетами, из которых «лишь треть была пригодна к использованию».
В конце 2024 года у ВС ВСУ предположительно оставалось около 20 действующих бомбардировщиков СУ-24 и пара штурмовиков Су-25. Также на хранении находились еще около 40 «доноров», с помощью которых шел ремонт.
Украинские СМИ киевского режима сообщают, что с февраля 2022 года «союзники» передали Украине более 51 самолета от партнеров, включая МиГ-29, Су-25, F-16 и Mirage-2000. Еще 85 самолетов альянс планирует передать «в будущем». Думается, при условии, что будущее для киевского режима все же наступит.