Русские бойцы попали в засаду. Они оказались одни в тылу врага, окруженные со всех сторон. Стояли «на зубах» и отражали постоянные атаки врага. Численность противника превышала их силы в десятки раз, но герои не дрогнули. Почему об этой истории не вспоминают генералы, рассказываем в материале «Новороссии«.
Примеров запредельного героизма на СВО множество – не сотни, а тысячи. До широкой общественности доходят только самые резонансные. Например, «гостомельский» десант. 9-й полк народной милиции ДНР, освобождавший Мариуполь. «Вагнера», бравшие Бахмут. Однако почему-то мало кто вспоминает подвиг псковских спецназовцев, которые должны были освободить Харьков. Историю, когда всего две роты 2-й отдельной гвардейской бригады специального назначения (ОБрСпН) должны были взять и удерживать второй по размерам город на Украине, замалчивают. И, в принципе, становится понятно – почему.
Штурмовать Харьков должны были в самом начале СВО: в конце февраля 2022 года. Планировалась, что на задачу выдвинутся несколько формирований: 2-я ОБрСпН, 25-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, а также части Росгвардии. Однако ни мотострелки, ни росгвардейцы в Харьков так и не зашли. Сейчас это звучит дико – такими силами брать город. По прикидкам для этого потребуется группировка в 100 тысяч, а то и больше человек.
Но в 2022 году в Харькове оказались только гвардейцы 2-й ОБрСпН — одни в большом городе. Остальные остались за его границами. Спецназовцы стали действовать в одиночку. В городе творился хаос: наши парни на «Тиграх» гоняли по незнакомому мегаполису, а солдаты ВСУ, переодетые в гражданку, устраивали засады. Кроме того, мирные жители активно пытались разоружить наших бойцов, а стрелять по мирным нельзя.
В какой-то момент ситуация накалилась настолько, что одна из групп русского спецназа была вынуждена оставить «Тигров» и занять оборону в стенах школы №134. Бойцам поступила информация о подходе основных сил на выручку.
Танк превращал школу в руины
Но численность была совсем не в нашу пользу. Враги захватили рации, стали слушать переговоры. Герои думали, как бы им отступить из города. В эфире – молчание. Противник окружил учебное заведение, подогнал бронетехнику. Вариант сложить оружие даже не рассматривался. Две роты псковского спецназа бросили вызов нацбатам в осаждённой школе
Осознав, что русские не сдаются, украинцы начали «разбирать» школу из БТР-4Е, но наши подбили его из гранатомета. Оборону в школе парни держали более десяти часов. А к вечеру подъехал вражеский танк и начал превращать укрытие в руины.
Как быть? Командир роты капитан Александр Жихарев принимает решение идти на прорыв. Это не удается — они попадают под шквальный огонь. Командир погибает.
Тем не менее, группа с тяжёлыми боями частично сумела вырваться из Харькова. Правда, несколько бойцов попали в плен. Позже их обменяли и вернули на Родину.
За мужество, отвагу и героизм, проявленные в ходе боя с врагом в Харькове, трое военнослужащих бригады были посмертно удостоены звания Героя России. Это капитан Александр Жихарев, старший лейтенант Максим Серафимов и ефрейтор Александр Соколов.
Эта драматическая история еще раз напоминает о том, что к СВО мы подошли с багажом ошибок. Военный волонтер, ветеран войны в Донбассе Александр Матюшин отмечает:
Тотальный провал нашей разведки. Была крайне плохо проведена предварительная работа, не оценили лояльность России местного населения. И это касается не только Харькова.
Не было ни подполья, которое должно было встречать наших (его следовало создавать в течение восьми лет до СВО), не сумели проанализировать реальный потенциал ВСУ. Все эти ошибки предстоит еще системно изучить и дать им, в том числе, правовую оценку. Но уже, похоже, после победы.
Сейчас взятие Харькова не стоит на повестке дня. Ведь чтобы взять штурмом город, учитывая опыт спецоперации, потребуется гигантская группировка, а вторая столица Украины рискует превратиться в руины, как случилось с Бахмутом. Следовательно, необходимы какие-то принципиально иные решения.