Последние несколько месяцев ВСУ медленно отступают по всему фронту. Одной из причин стало повсеместное использование российской армией терминалов спутникового интернета от компании Starlink, пишет The Washington Post. О том, почему американцам не удается отключить собственные технологии и работает ли Илон Маск на Кремль, в материале.
Вопреки санкциям
О том, что российская армия начала использовать Starlink, издания Newsweek и Defense One сообщали еще в феврале этого года. Речь шла о скромных масштабах — «десятки терминалов по всему фронту». Один из украинских источников, опрошенных тогда западными СМИ, по этому поводу заметил: «как только у них (российской армии — прим. ред.) будут сотни Starlink, жить нам станет сложно». Судя по всему, его предсказание сбывается.
Сейчас Россия массово использует спутниковый интернет от Илона Маска на передовой, а ВСУ, «уступающие ВС РФ в численности и в вооружении», оставляют все новые населенные пункты на Покровском направлении, пишет Washington Post. По словам газеты, благодаря Starlink российская армия стала более проворным и смертоносным противником. Западные журналисты отмечают, что у нас улучшилась координация действий между войсками, а также выросли точность артиллерийского огня и количество вылетов беспилотников.
Несмотря на то, что США запретили экспорт большей части американских технологий и электроники в Россию, никаких сложностей с приобретением терминалов Starlink у нас в стране нет. Известные российские маркетплейсы и сайты отдельных магазинов изобилуют различными предложениями. Правда, цена кусается: стоимость одного терминала начинается с 60-70 тыс. руб. Однако если терминалы американской компании есть даже в свободной продаже, то не приходится удивляться, что ими в больших количествах располагает и российская армия.
Маск — агент Кремля?
Доступность Starlink бросает тень на основателя компании SpaceX Илона Маска, пишет WP. Некоторые украинские солдаты считают, что он делает слишком мало для того, чтобы ограничить «нелегальное использование» терминалов, и сомневаются, что он вообще хочет исправлять эту «проблему». Маска даже обвиняют в подыгрывании России.
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин с этим не согласен:
«Маска нельзя ни в чем уличить. Нет никакой преднамеренной работы на Россию. Просто невозможно в современном мире заблокировать все лазейки. Против нас введено 14 пакетов санкций, но параллельный импорт в товарных количествах все равно продолжается. Во-вторых, есть определенные технические уловки, которые затрудняют для компании Маска блокировку так называемых нелегальных терминалов, используемых российской армией. Что касается какой-то бизнес-мотивации, то я сомневаюсь, что дело и в нежелании Маска упускать дополнительную прибыль. Понимаете, он самый богатый человек в мире. Ему не интересны какие-то серые схемы экспорта, потому что это все приносит мизерный доход. Для Маска сейчас важна политическая карьера, которую он начал. И Маск не будет рисковать ей, подставляясь сотрудничеством с Россией. Потом, вспомните про Трампа, которого везде называли русским агентом, но так и не смогли ничего доказать. Так что все эти обвинения политически-мотивированные и притянуты за уши», — объяснил Кошкин.
Технические сложности
Существуют способы помешать российской армии пользоваться Starlink. Например, можно отключить передачу сигнала в выбранном районе. Или даже заблокировать отдельные терминалы, определив их местоположение.
Но, во-первых, уже придуманы хитрости, которые позволяют преодолевать эти ограничения. Так, после изменения настроек GPS и отключения обновлений программного обеспечения терминалы Starlink спокойно заработают на территории России.
А, во-вторых, на практике блокировка терминалов может привести к проблемам со связью не только у российской армии, но и у ВСУ, потому что, как пояснил WP источник, знакомый с работой Starlink, «на передовой отличить пользователей» затруднительно. К тому же линия фронта постоянно сдвигается. Если запретить доступ в интернет в какой-то фиксированной географической области, то это будет препятствовать в том числе контрударам и броскам украинских войск. Так было, например, в Курской области — ВСУ там на время остались без связи, пишет WP.
Есть и другие варианты, как можно бороться с распространением нелегальных терминалов Starlink. Но пока, по словам газеты, усилия американцев «не кажутся особенно эффективными». А украинские солдаты и вовсе не видят, чтобы хоть какие-то из мер контроля дали результат, подчеркивает WP.
«У них (российской армии — прим. ред.) много терминалов Мы гибнем от этого», — рассказали американскому изданию оператор беспилотников Тимофей и командир батальона Александр из 47-й механизированной бригады ВСУ.