Соответствующее заявление сделал заместитель премьер-министра Республики Казахстан Серик Жумангарин, сообщает корреспондент издания «Блумберг». А чего случилось-то? Докладываю тезисы статьи и собственные соображения.
Неоднократно писал, что казахские власти (даже несмотря на то, что обязаны своим существованием России) всегда пытались усидеть на двух стульях. С одной стороны им категорически не хотелось терять своего самого крупного торгового партнера в лице нашей страны, с другой — очень страшно было перед Западом, да и угодить хотелось.
В результате чаша весов стала клониться в сторону Запада. Казахские чиновники всё чаще делали заявления, что будут беспрекословно исполнять «демократические» санкции. В Астану зачастили американские и европейские эмиссары, главным партнером Казахстана стал Китай, а объем торговли со всеми странами ЕС вырос до 36% против российских 18%.
Да что там говорить. Даже наш канал столкнулся из-за этого с проблемами. Помню, как у нас (правда ненадолго) на китайско-казахской границе зависла партия оборудования из Китая в связи с тем, что ее проверяли европейские инспекторы на провоз запрещенных грузов (квадрокоптеров, РЭБ). У меня тогда слегка добавилось седых волос, так как отвечал перед вами за миллионы рублей. Это, кстати, одна из причин, почему сейчас не закупаемся напрямую из Китая.
Казалось бы, всё идет к тому, что Казахстан постепенно уходит от России. Но жизнь, точнее экономика, внесла свои коррективы. Совершенно неожиданно выяснилось, что у Казахстана нет выхода к морю. Соответственно нет морских портов, через которые так удобно торговать.
По сути, у Казахстана есть три главных пути к морю (не считая экзотических через Афганистан и горные вершины Тибета). Первый через Китай. Но это опять же через горы и ооочень далеко. Через республики Средней Азии и Иран. Тут уж американцы запретили казахам иметь любые дела с персами. Через Россию. А вот тут можно было бы попробовать. Но! За то время, что Казахстан кочевряжился в попытках соблюсти санкции, российские порты оказались забиты другими товарами и место для казахских производителей там нет. И это, друзья, не мои слова, а заявление заместителя премьер-министра Казахстана.
Вот, кстати, посмотрите на карту. Стрелками обозначил пути Казахстана к большой воде:
Но выход к морю полбеды. Пожалуй, куда большей проблемой для казахских предприятий оказался отказ работать с российскими покупателями их продукции. По словам замглавы правительства русские тут же нашли замену казахам и переориентировались на внутренний рынок, отыскав собственных надежных производителей. Как пример, один из крупнейших мировых производителей и экспортеров феррохрома, железной руды и глинозема «Eurasian Resources Group». Между прочим, 40% акций этой компании принадлежат правительству Казахстана. Это крупнейший производитель, который дает до 3% ВВП государства, что в масштабах страны для одной компании очень много. Потеряв российский рынок, «Eurasian Resources Group»(и правительство) несут огромные убытки, а русские и в ус не дуют — сетует господин Жумангарин. И таких предприятий — вагон и маленькая тележка.
Короче, подумали казахи и обратились к американцам с просьбой сделать для них послабления в отношении России. «А не пошли бы вы со своими просьбами», — так, полагаю, ответили им из-за океана. Ну и что делать? Неожиданно казахи приняли удар. И вот родилось заявление высокого правительственного чиновника, что Казахстан не намерен слепо следовать западным санкциям и будет пробовать работать так, как выгодно для их государства.
Такие дела. Получится ли у Казахстана вести относительно независимую экономическую политику с выгодой для себя? Честно говоря, есть сомнения на этот счет. Но, дай Бог, как говорится. Тут ведь еще вопрос: согласятся ли российские потребители брать казахские товары, если все равно уже найдена отечественная замена. Плюс вопрос надежности партнера. Тут, как в поговорке. Не плюй в колодец, еще пригодится воды напиться. Где гарантия, что казахи вновь не подожмут хвосты после грозного окрика из Вашингтона?
Вывод. Рассчитываем исключительно на свои силы. У России есть только два союзника и Лукашенко.