Россия граничит с несколькими делянками «цветущего сада», как назвал Евросоюз его главный дипломат Жозеп Боррель. Но все программы приграничного сотрудничества сейчас закрыты по инициативе наших соседей. Финляндия так и вообще закупорена наглухо.
Запад сделал это лишь из желания «наказать» Россию за конфликт на Украине? Или есть и другие причины? Разбираемся с помощью экспертов.
КАРТИНА ПЕРВАЯ: «МЫ — ЗАПАД, А ВЫ ДЫРА»
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич еще с начала девяностых хорошо знаком с темой приграничного сотрудничества.
— Когда я по этим вопросам бывал в Страсбурге, Брюсселе, все мне говорили: мол, сначала вы ездите друг к другу за бензином и водкой, а потом у вас сформируются нормальные добрососедские отношения. Будете жить так же хорошо, как сейчас французы с немцами, — вспоминает Межевич. — Но не получилось. Вернее, они сами всё это свернули. Думаю, просто поняли, что роль домашней болонки нас не устраивает, а дать нам какие-то иные возможности они не хотят.
— Вообще подход Запада был – что он конфетка, на которую все облизываются, и если там сочтут, что ты достоин, наградят возможностью к ним приехать…
— Они не в состоянии поглядеть на себя объективно. Приезжает, скажем, к нам турист из городка Иматры (глухая финская глубинка) и говорит: мы – Запад, а вы – дыра. При том, что Иматра на конкурсе дыр — самая дырявая, там всего два продовольственных магазина, один винно-водочный. Правда, еще и люди сменились. В Иматре когда-то был вице-мэр, у меня диссертацию писал. Не дописал, его сняли, он слишком Россию любил, разговаривал по-русски…
Они не понимают: с той стороны смотреть не на что. Но если и найдется, на что, то это не финское, а шведское, не эстонское, а немецкое, не латышское, а тоже немецкое.
— А когда россияне, живущие на границе, начали понимать, что покупать дешевые качественные товары можно и дома? И соседи поехали к нам за бензином?
— Году в 2013-м. К этому времени уровень взаимопонимания постепенно снижался. А крымские события на следующий год обвалили его одномоментно.
— Это стали причиной или обоснованием для разрыва?
— Обоснованием. Все к этому уже было готово, но Западу нужен был повод.
КАРТИНА ВТОРАЯ: САМИ СЕБЯ НАКАЗАЛИ
Псковская область граничит с Эстонией и Латвией. О ситуации в регионе беседуем с профессором Псковского государственного университета, руководителем Лаборатории трансграничных исследований Андреем Манаковым.
— В девяностые мы очень рассчитывали на сотрудничество, на приграничную торговлю. Тогда область была в числе самых отсталых регионов России, и хоть за что-то хотелось ухватиться, хотя бы за границу, — объясняет Манаков. — Тогда много говорили, что вот войдут соседи в ЕС, это даст и нам плюс какой-то.
Прибалтам, видимо, поставили тогда условие: мы вас возьмем в Евросоюз, когда вы откажитесь от территориальных претензий и будете дружить с русскими. И они очень активизировали культурный и научный обмен.
Но как только в 2004-м оказались в ЕС, тут же все и забыли, никакого сотрудничества, пошли всякие претензии. Как наши политические географы говорят: между Россией и Прибалтикой теперь – Атлантика…
Недавно принимал экзамены у девочки, которая приехала из приграничной северо-западной части Печорского района. С эстонской стороны там забор поставили и новые вышки.
Те, кто хочет с эстонской стороны поехать в Россию на своем транспорте, стоят в электронной очереди неделями. Надо сначала в эту очередь попасть, а потом долго ждать, чтобы к нам съездить. И никто не может пересечь границу, если у тебя на той стороне нет родственников или каких-то серьезных оснований.
Трансграничная торговля фактически прекращена, потому что эстонцы ввели очень жесткие лимиты на провоз буквально всего. Можно ввозить туда товары только для личного потребления.
В прошлом году мы ездили в приграничное Пыталово, опрашивали, как они там с Латвией живут. Результат аховый – вообще все контакты культурные и любые другие прерваны.
— По чьей инициативе?
— Латыши заняли жесткую позицию Евросоюза, где заправляют русофобы.
Раньше весь наш северо-запад ездил в Европу через Финляндию, получая шенгенскую визу, и на этом финны очень прилично зарабатывали. У петербуржцев было много дач на финской стороне. Но финны сами себе это отрезали, и экономику свою сильно подставили.
Половину турпотока в Эстонии и Латвии составляли россияне. Все прикрыли. Прибалтика оказалась в крайне сложной ситуации с доходами от туризма, которые практически сошли на нет. Теперь у них вся надежда на то, что им будут давать деньги за враждебное отношение к России, такое политическое финансирование местных властей.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ: БОЛЬШОЙ РЫВОК
Яркий пример контраста — жизнь в калининградском приграничье и в соседней Литве.
— Исторически восток Калининградской области и запад Литвы были депрессивными регионами, — рассказывает политолог Александр Носович. — В СССР воспроизвелась та же ситуация.
Для ее исправления использовали, в том числе трансграничное сотрудничество с участием Евросоюза. Он подтягивал западную Литву, вместе с ней Калининградский регион что-то получал за счет еврорегиона Неман. Благодаря инвестициям из Брюсселя появлялись велодорожки, экотропы, местные музеи ремонтировали на европейские гранты.
После фактического разрыва отношений все эти общие программы свернули. А в развитии востока Калининградской области произошел скачок! После 2014 года и начала жесткой конфронтации с Западом Москва стала уделять региону повышенное внимание, вкладываться в его стратегическую автономию.
Второй важнейший фактор — внутренний туризм. Он стал там развиваться, наверное, активнее всего в России. Денежный поток, который идет от российских туристов, позволил отреставрировать исторические центры в малых городах, построили новую инфраструктуру. Модернизируют больницы, ремонтируют школы. Постоянно возникают новые производства — сыроварни, шоколадные фабрики…
А западная Литва все так же депрессивна. Те немногие калининградцы, которым еще доводится там бывать, рассказывают, что территория от Каунаса до приграничного Советска — практически дикое поле, где не так-то просто встретить человека.
Между Калининградом и Клайпедой контраст тоже заметен. После санкций, после того как из порта Клайпеды ушли грузы, которые давали треть всего грузооборота, город стремительно деградирует. Можно сказать, умирает.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
Почти полвека назад и капиталистические, и соцстраны во главе с СССР, чтобы снизить обороты холодной войны, подписали так называемый «Хельсинкский акт». Все подписанты обязались уважать право на свободу передвижения как «важный элемент в укреплении доверия между народами».
Многие убеждены: развал Советского Союза стал возможным потому, что советские граждане получили возможность увидеть, как живут на Западе. Поразительно, но сегодня уже Запад не хочет, чтобы его люди видели, как живет сейчас Россия. И сам отгородился от нас «железным занавесом».
СПРАВКА «КП»: Протяженность российской границы со странами Евросоюза
Финляндия: 1325 км, из них 54 км — морская
Эстония: 466 км, из них 142 — морская
Латвия: 270 км.
Литва (с Калининградской областью): 288 км, из них 22 — морская
Польша (с Калининградской областью): 236 км, из них 32 — морская
Автор: Евгений УМЕРЕНКОВ