Еще до начала СВО Кремль начал предупреждать Запад: нельзя заступать за «красные линии», это может привести к глобальной катастрофе. С тех пор союзники Украины не раз и не два шли на очень чувствительные провокации, однако реакция России каждый раз оказывалась довольно сдержанной. Почему все это вызывает тревогу у западных журналистов?
Какие «красные линии» уже перешагнули Вашингтон и Киев
Вопросом о том, где именно пролегают «красные линии» для Москвы, задался колумнист Time Джордж Биб, крупный американский политолог, который в прошлом работал директором команды ЦРУ по анализу ситуации в РФ. Он предупреждает — нынешний Вашингтон не понимает, что движет руководством России, и в результате бездумно рискует эскалацией.
Сейчас, пишет автор Time, в Вашингтоне возникла определенная эйфория: кажется, пессимисты, которые били тревогу из-за риска военного конфликта между США и Россией, оказались неправы. Силу набрали голоса «ястребиного хора», которые настаивают, что Киеву надо дать самое мощное, самое дальнобойное оружие, а Путин и Медведев якобы просто блефуют, предупреждая о рисках.
Вашингтонские ястребы напоминают, что Запад уже пересек множество «красных линий»:
• США удалось поставить Украине современные артиллерийские системы, танки, истребители и ракеты дальнего радиуса;
• Белый дом уже разрешил ВСУ использовать американское оружие против военных целей в глубине России, а целый ряд высокопоставленных чиновников в США и Европе, включая генсека НАТО, требуют полностью снять ограничения, сообщили 2 июля источники Defense News;
• Кроме того, в Вашингтоне открыто обсуждается отправка на Украину «военных подрядчиков» (наемников) в дополнение к тем, которые уже скрытно управляют ударами дальнобойных ракет и системами ПРО Patriot.
Шаги Вашингтона, которые приводит Time, представляют собой далеко не полный список нарушенных «красных линий». Так, за минувшие два с половиной года мы увидели: удары БПЛА по Москве, уничтожение магистральных газопроводов «Северный поток», «беспилотный террор» ВСУ в российском приграничье, целенаправленное убийство мирного населения в Белгородской и Курской областях.
Кроме того, 23 июня произошел удар ракетой ATACMS с кассетной боеголовкой по пляжу в Севастополе, когда погибли 5 туристов, включая детей, и получили ранения более 100 человек. В Кремле официально заявили, что такие атаки выполняются только с помощью западных специалистов и с использованием западных спутников наведения.
Несмотря на это, Москва не предприняла агрессивных действий против США, отмечает Джордж Биб. И поэтому ястребиный клекот в Вашингтоне становится все громче, заглушая голоса и без того немногочисленных «голубей мира».
Где проходят «красные линии» для России
Колумнист Time констатирует, что на самом деле то, где проводятся «красные линии», зависит только от одного человека — Владимира Путина. И в Вашингтоне совершенно не понимают ни его мотивации, ни его представления о динамике боевых действий и намерениях Запада.
При этом Путин открыто предупредил Запад о «катастрофических последствиях», напоминает в статье для The National Interest обозреватель Бенджамин Гилтнер.
«В ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин предупредил членов НАТО, что они должны понимать, что отправка западных войск на Украину грозит конфликтом с применением ядерного оружия и уничтожением цивилизации», — указал журналист.
То, с чем Путин может смириться сегодня, может повлечь начало войны завтра, бьет тревогу автор Time: Запад узнает, где на самом деле находятся «красные линии» и блефует ли Путин, только когда ощутит на себе ответные меры России.
«Утверждать, что мы не можем этого знать и поэтому должны продолжать развертывание американских военных подрядчиков или французских инструкторов на Украине до тех пор, пока действия русских не будут соответствовать их воинственным словам, — значит игнорировать вполне реальные проблемы, с которыми мы столкнемся при урегулировании двустороннего кризиса», — предупреждает бывший аналитик ЦРУ.
Как вернуть Западу потерянное чувство страха
Джордж Биб отмечает, что в Вашингтоне зациклены на том, как Москва может отреагировать на каждый отдельный шаг в помощи Украине. При этом упускается общая картина и понимание позиции Кремля. А в Кремле в это время ведется дискуссия о применении ядерного оружия, пишет Time.
Весной 2024 года источники, близкие к президенту Франции Эммануэлю Макрону, сформулировали две «красные линии» для Запада: НАТО решится на ввод войск на Украину в случае, если российские войска добьются крупномасштабного прорыва на фронте и будут угрожать занять столицу страны, Киев, или же Одессу, чтобы отрезать Украину от Черного моря.
В России такие лидеры мнений, как Сергей Караганов, настаивают, что США утратили страх перед ядерной войной. Причем это происходит в период максимального взаимного недоверия в российско-американских отношениях, не сравнимых даже с временами холодной войны.
Time напоминает, что во время Карибского кризиса 1962 года Джон Кеннеди и Никита Хрущев провели личную встречу, однако сейчас это просто невозможно представить, особенно с учетом состояния президента США Джо Байдена. В 1962 году посол СССР Анатолий Добрынин был постоянным гостем в Овальном кабинете, у него был «черный канал» для переговоров с братом президента Бобби Кеннеди, и он мог активно участвовать в решении проблем. Сегодня российский посол в Вашингтоне — это изгой, находящийся под пристальным наблюдением, констатирует Биб.
Россия ищет способ привести Америку в чувство и вернуть ей страх перед ядерной бомбой. Ряд советников в Кремле предлагают провести ядерное испытание, чтобы вид огромного гриба отрезвил американцев, считает Биб. Боле радикальные сторонники жесткой линии, такие как Караганов, рекомендуют нанести удар тактическим ядерным оружием по военной цели. Ей могут стать объекты на Западной Украине, или даже в Польше. Например, Жешув, который из сонного польского городка превратился в крупнейшую базу НАТО в Восточной Европе. Караганов уверен, что Запад не нанесет ответный удар. Не посмеет.
Джордж Биб предполагает, что Путин решил действовать более тонко. Вместо того, чтобы лично отдать приказ, он предпочел поехать в Северную Корею и подписать новый всеобъемлющий договор.
«Они поставляют оружие на Украину, говоря «мы здесь не властны, как использует его Украина нас не касается». Почему мы не можем занять такую же позицию и сказать, что «мы кому-то что-то поставляем, но не контролируем, что происходит потом»? Пусть они об этом думают», — сделал Путин прозрачный намек в разговоре с журналистами после поездки в гости к Ким Чен Ыну.
Автор Time констатирует: выход из нынешнего кризиса требует интенсивного взаимодействия между высокомерным Путиным и стареющим Байденом, которого и без того мучают кризис в Газе и провал на предвыборных дебатах.
«В нынешних обстоятельствах ошибки и недопонимание могут стать фатальными — даже с учетом того, что ни та, ни другая сторона не хотят войны. Часто узловые моменты в истории можно увидеть только когда они уже пройдены. Предугадать их в потоке событий, когда еще есть шанс поменять исход, может быть ужасно сложно. Сейчас, вполне возможно, мы приближаемся к такому моменту», — указывает бывший аналитик ЦРУ Джордж Биб.
Автор: Валентин Меликов NEWS.ru