Около двух лет назад Россия начала создавать теневой флот нефтяных танкеров, готовясь, пожалуй, к наиболее серьезным и потенциально опасным рестрикциям Запада по ограничению нефтяного экспорта. Речь шла не только о запрете на импорт нашей нефти и нефтепродуктов странами Европы, но и запрет на фрахт и страхование танкеров, что преимущественно осуществляют западные компании.
Однако буквально за 6-9 месяцев Россия сформировала теневой флот нефтяных танкеров и организовала страхование перевозок. В этом есть большая заслуга вице-премьера Александра Новака и непосредственно нефтяных компаний. Таким образом, подобные рестрикции не только не нанесли ущерб энергетическому экспорту, который до сих пор занимает серьезную долю во внешних доходах, но и сыграли в плюс, так как доходы за фрахт и страховку теперь остаются в нашем финансовом контуре. Проблема здесь остается одна – адекватное определение стоимости Urals, но решение зависит не от Запада, а от нашего Минфина и Минэка, которые до сих пор не выработали адекватный механизм. Из-за этого бюджет теряет до 1 трлн доходов в год.
Впрочем, если по нефтянке более-менее нормально, то с отраслью СПГ имеются определенные сложности. Дело даже не в оборудовании для СПГ-заводов. Соответствующие технологии не так давно появились в России, и даже крупнотоннажные линии сжижения мы теперь строить умеем. Дело в СПГ-танкерах, которых на рынке не так много. В особенности ледового класса, которые необходимы для вывоза СПГ из нашей Арктики. Для понимания – если нефтяных танкеров в мире порядка 7500 единиц, то СПГ-танкеров (всех) в 10 раз меньше!
Проблема с танкерами тормозит фактический запуск крупнейшего завода «Арктик СПГ-2». Первая линия полностью готова, но пока работает в техническом режиме. А ведь к концу года будет готова уже вторая линия «Арктик СПГ-2». Но танкеров нет, они застряли в Южной Корее. Несколько судов в 2025 году должна передать верфь «Звезда», но их все равно не хватит.
Впрочем, проблема решаема. Формирование теневого флота СПГ-танкеров – задача сложная, но выполнимая. И ей активно занимаются. Так, с начала года на малоизвестную дубайскую компанию были приобретены восемь газовозов, четыре из которых ледового класса. На маршрут Северного морского пути (СМП) они пока не заступали, однако пока весь флот не сформирован – в этом нет никакой необходимости.
Тем более, что самой оптимальной схемой является перегрузка СПГ с танкера ледового класса на обычный. Как и с нефтью, это можно делать «с судна на судна», однако подобный вариант является более сложным. Проще – использовать специальные перегрузочные хабы, которые в настоящий момент строятся в Мурманской области (на финальном этапе) и на Камчатке. К тому же, третью линию завода «Арктик СПГ-2» также предполагается закрепить в Мурманской области. Соответственно, для работы здесь танкеры ледового класса уже не нужны.
Сомнений в том, что решение ситуативной проблемы будет найдено, у меня нет. Опыт предыдущих лет показал, что серьезно ограничить Россию и нашу экономику не представляется возможным. По мировым меркам мы слишком мощные для того, чтобы вырубить даже отдельные отрасли. Зато теперь и СПГ-отрасль обретет полный технологический суверенитет.