Результаты выборов в Европейский парламент вызвали политическое землетрясение во Франции. Ультраправые стали первой партией с историческим результатом. Макрон молниеносно распустил парламент и призвал к проведению выборов в самое ближайшее время.
Согласно подсчетам, список, представленный Жорданом Барделлой из ультраправой партии «Национальное объединение» (RN), стал явным лидером на воскресных выборах во Франции, получив 31,5% голосов избирателей.
За крайне правыми следуют список Валери Хайер для президентской кампании («Возрождение») с 15,2 % и Рафаэль Глюксманн (Партия социалистов — Общественное место) с 14 %.
Леворадикальный список France Insoumise, возглавляемый Манон Обри, получил 8,7 % голосов. Лидер France Insoumise Жан-Люк Меленшон в своей предвыборной кампании сделал упор на сектор Газа и вел активную агитацию на местах.
Список, возглавляемый Франсуа-Ксавье Беллами (Республиканцы), получил 7,2 % голосов, опередив правую Марион Марешаль (Реконкиста!) с 5,5 %. За ними следует «Европа Экология — Зеленые» во главе с Мари Туссен, которая с 5,2 % голосов едва преодолела 5-процентный барьер.
Остальные списки, такие как PCF (Коммунистическая партия), Alliance rurale, Parti animaliste и другие, не смогли достичь минимального 5-процентного порога, необходимого для отправки избранных представителей в Страсбург.
Явка выросла более чем на 2 процентных пункта по сравнению с 2019 годом и составила 52,5 %.
ОПАСНАЯ АВАНТЮРА МАКРОНА: ПАРЛАМЕНТ РАСПУЩЕН
Сразу после первых результатов президент Эмманюэль Макрон объявил о роспуске Национального собрания и назначил выборы в законодательные органы на 30 июня и 7 июля.
Глава государства заявил, что результат, полученный его списками, «не является хорошим результатом для партий в защиту Европы». «Ультраправые партии (…), которые выступают против многих достижений, ставших возможными благодаря нашей Европе в последние годы, добиваются успехов по всему континенту», — выразил сожаление Эммануэль Макрон после публикации первых оценок европейских выборов.
«Поэтому в конце сегодняшнего дня я не могу делать вид, что ничего не произошло. Эта ситуация усугубляется лихорадкой, охватившей общественные и парламентские дебаты в нашей стране в последние годы», — сказал он, добавив: «Подъем националистов и демагогов представляет опасность не только для нашей нации, но и для нашей Европы и места Франции в Европе и мире».
МЕЛАНШОН ВО ФРАНЦИИ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ НАРОД
Жан-Люк Меленкон, лидер партии «Франс Инсумиз» (LFI), которая имеет наибольшее количество голосов среди левых и наиболее активно участвует в публичных дебатах, но при этом считается одним из главных виновников дезорганизации левых, выступил вечером после подведения итогов с резким заявлением.
Меленшон заявил следующее: «Крайне правые будут разделять и атаковать. Давайте не будем паниковать. Мы должны быть дисциплинированы в своих действиях. Каждый должен работать, убеждать и направлять других. Каждый из нас — боец за новую Францию, за Республику до конца (…)
Во Франции появился новый народ. Большие толпы людей живут вместе в городах и становятся креолизованными. Эта новая Франция состоит из всех, кто хочет жить вместе. Эта Франция отказывается быть расистской, колониальной или сексистской».
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НАРОДНОГО ФРОНТА ОТ ЛЕВЫХ
«Удастся ли левым создать альянс для этих досрочных всеобщих выборов?» — вот главный вопрос. Франсуа Руффен из LFI, призвавший к созданию «народного фронта» в воскресенье вечером, заявил, что «Инсуми» не будет «проводить сектантские линии» для народного фронта.
«Я призываю сегодня утром к тому, чтобы мы смогли создать народный фронт с людьми, которые уважают друг друга и которые также готовы заставить демократию работать внутри себя, потому что если нам придется управлять завтра, это не будет просто как чье-то доверенное лицо», — сказал лидер Социалистической партии Оливье Фор в понедельник утром.
Фабьен Руссель, национальный секретарь Французской коммунистической партии, призвал к «пакту для Франции» через «народный фронт за социальную и экологическую республику».
«Единый левый кандидат в каждом избирательном округе 30 июня», — сказал Руссель в сообщении, опубликованном на сайте X. В последние месяцы Руссель подверг резкой критике фрагментацию левых сил.
МАКРОН УСКОРЯЕТ ХАОС
Ситуация во Франции также широко анализируется в СМИ. В частности, сайт альтернативных новостей проанализировал, что «Столкнувшись с ультраправыми, Макрон ускоряет хаос». «Объявив о роспуске Национального собрания, президент надеется восстановить себя в качестве единственного оплота против ультраправых. Но сейчас эта стратегия ослабевает. И это представляет большой риск для страны в целом».
«Это неожиданное решение ввергло политическую жизнь страны в смятение и увеличило риск победы ультраправых», — говорится в другом аналитическом обзоре, где роспуск парламента назван «авантюрой, угрожающей институтам».
У ЛЕВЫХ НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА, КРОМЕ КАК ОБЪЕДИНИТЬСЯ
Решение Макрона поставило левые партии в сложное положение.У них мало времени на объединение. Выборы будут проходить с бешеной скоростью. «Роспуск, объявленный Эммануэлем Макроном, поставил левые партии к стенке. Теперь, когда европейские выборы разделили их, у них нет другого выхода, кроме как объединиться, если они не хотят быть уничтоженными в пользу ультраправых».
НИКОГДА ЕЩЕ УЛЬТРАПРАВЫЕ НЕ БЫЛИ ТАК БЛИЗКИ К ВЛАСТИ
Коммунистическая газета Humanite проанализировала подъем ультраправых следующим образом:
«32 % голосов, отданных за список Национального объединения, звучат как печальная реальность. Это та неизбежность, которая может оттолкнуть от борьбы, тогда как, напротив, эта прогнозируемая победа должна стать тревожным звонком для восставших, чтобы предотвратить их приход к власти через месяц. Этот результат, самый высокий для европейских выборов с 1984 года, показывает, насколько укоренилась и закрепилась RN. Как у избирательных урн, так и в средствах массовой информации.
Как среди менеджеров, так и среди рабочих; как среди молодых, так и среди пожилых; в каждом регионе голоса ультраправых стали повсеместными. Решение Эммануэля Макрона о роспуске Национального собрания было принято в тот момент, когда ультраправые находились на пике своего развития. Со времен независимости они никогда не были так близки к власти».
LE MONDE: ИСХОД ИГРЫ ЗАВИСИТ ОТ ТЕХ, КТО СИДИТ ЗА СТОЛОМ
В аналитическом материале газеты Le Monde отмечается, что:»Шокированные этим институциональным государственным переворотом, столь же законным, сколь и неожиданным, большинство комментаторов предпочитают использовать одни и те же образы: азартная игра, игра в покер. Проблема в том, что именно мы делаем ставки, и 30 июня и 7 июля, в то время, когда наш континент снова сотрясают войны, а мир погружается в климатическую катастрофу, в спешке будет решаться не что иное, как будущее нашей демократии и лицо, которое мы хотим представить нашим европейским союзникам и партнерам (…) Эммануэль Макрон, как никогда, сталкивается с противоречивым мандатом, который он сам себе поставил: уменьшить количество голосов ультраправых без проведения политики, способной искоренить их корни, которые гораздо глубже, чем неприятие иммиграции, которое всегда выдвигалось».
В том же анализе отмечается, что Макрон не несет единоличной ответственности за провал: «На самом деле не только Эммануэль Макрон несет ответственность за сочетание неудач, которые в конечном итоге помешали его пребыванию на посту. Длинная история подъема ультраправых простирается далеко за пределы семи лет, в течение которых молодой гений превратился в назначенную жертву преобладающего разрыва с бенефициаром. Исход игры также зависит от тех, кто сидит за столом.
Низкий результат списка Беллами (Республиканцы) — еще одно наказание за бессмысленный дрейф, который он навязывал себе годами, в то время как в других странах Европы консервативные партии добились большего прогресса, чем экстремисты на этой стороне.Левые? Хотя список Глюксманна (Социалистическая партия) впервые набрал обнадеживающие результаты, социология выборов складывается не в его пользу. Тем не менее, наиболее эффективные ответы для обеспечения длительного сокращения голосов ультраправых могут быть найдены именно здесь:поиск справедливых климатических преобразований, ликвидация городских гетто, защита общественных услуг и борьба с излишествами общества потребления. Для навязывания этих тем необходимо единство. Но это невозможно, пока Жан-Люк Меленшон и его «инсумисты» занимают сектантские позиции, граничащие с политикой худшего. Может ли шок от распада изменить ситуацию к лучшему? Ценой этих усилий те, кто не входит в RN, смогут выиграть рискованную ставку на президента, попавшего в беду».