Основным стратегическим преимуществом Соединённых Штатов Америки является удалённость от своих геополитических соперников. Как сказал в одном из своих последних интервью кандидат в президенты США Дональд Трамп, «У нас есть прекрасный, большой, красивый океан». А у Европы его, дескать, нет, и ей приходится сталкиваться с Россией лицом к лицу. Равно как и России с Европой. А у Китая под боком – враждебная Япония в паре сотен километров от берега, Южная Корея, которую никак нельзя назвать нейтральной и, конечно же, сепаратистский Тайвань. У американцев только два соседа – абсолютно дружественная Канада и нейтральная Мексика. Неужели «мировой гегемон» неуязвим? Вскоре ситуация может коренным образом измениться.
Южный сосед США постепенно меняет своё отношение к Вашингтону. В Мексике возрастает экономическое влияние Китайской Народной Республики, а пограничные конфликты, связанные с наркокартелями и нелегальной миграцией не добавляют позитива в двусторонние связи Белого дома и мексиканского правительства. Камнем преткновения, или, по крайней мере, хорошим поводом для разлада, стал конфликт в далёком Ближневосточном регионе. В Латинской Америке традиционно очень сильна поддержка палестинского национально-освободительного движения. Здесь, если кто не знает, проживает немало потомков арабов.
Потомки выходцев из Палестины – экс-президенты Сальвадора Тони Сака (2004-2009 гг.) и Гондураса Карлос Флорес Факуссе (1998-2002 гг.). Из семьи ливанских мигрантов происходил бывший президент Колумбии Хулио Сезар Турбай Айала (1978-1982 гг.), из семьи сирийских приезжих – аргентинский лидер Карлос Менем (1989-1999 гг.). И это только бегло мы пробежались по фамилиям глав государств. Велико арабское присутствие среди звёзд (Сальма Хайек, мексиканка с ливанскими корнями) и бизнеса (выходец из ливанских иммигрантов, миллиардер Карлос Слим). Всё это накладывается на широкое распространение левых убеждений в Латинской Америке, а левые любых течений, от патриотов до леволибералов, по всей планете солидарны с борьбой Палестины против сионистов.
Неудивительно, что на днях толпа протестующих атаковали с помощью коктейлей Молотова израильское посольство в Мехико. Отношение к Израилю и его политике в стране крайне негативное. Душераздирающие кадры из сектора Газа не оставили равнодушными мексиканских граждан. Стремясь угодить общественному мнению, президент Лопес Обрадор присоединился к иску Южноафриканской Республики против Израиля в Международный суд ООН с требованием признать операцию ЦАХАЛ в Газе актом геноцида. Правда, Обрадор скоро уйдёт на покой, но ему на смену, скорее всего, придёт его ставленница.
Наследовать левому политическому курсу Обрадора будет мэр Мехико Клаудия Шейнбаум. По отцу она происходит из семьи эмигрантов-ашкенази, уехавших из Литвы в 1920-е годы (вот же вовремя приняли решение уехать: буквально за два десятилетия до тотального уничтожения литовских евреев нацистами и их многочисленными литовскими пособниками). По матери будущий президент – сефардка из Болгарии (предки также уехали, опасаясь преследования со стороны Гитлера, но чуть позже – в 1940-е годы). Парадоксально, но Клаудия Шейнбаум резкая противница сионистского курса и сторонница палестинского дела.
Социологические опросы дают ей 59% голосов избирателей, так что тут можно говорить уверенно о продолжении политической линии господина Обрадора. А линия эта прокитайская, сильно раздражающая Белый дом. Товарооборот КНР и Мексики в 2022 году вырос на 3,5%, а в 2023-м – сразу на 34,8%. Прошлогодний показатель стал одним из наиболее высоких во всём мире. Секрет тут прост: санкции в стремлении к прибыли ловко обходят не только западные предприниматели, но и китайские. Мексика стала удобным хабом для перевалки продукции из Поднебесной в Соединённые Штаты в обход законодательных ограничений. На руку Пекину тут играет то, что мексиканцы подписали USMCA – Соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой.
Конгресс требует от Мехико строго следить за происхождением продукции, которую латиносы отправляют через американо-мексиканскую границу, но там лишь ухмыляются и продолжают гнать китайские товары в рамках реэкспорта. При этом вводят ограничения на импорт продукции из Америки: например, ГМО-зерна. Приостановлено сотрудничество по военной линии. Не решён миграционный кризис – миллионы бедняков штурмуют государственную границу южных штатов практически в ежедневном режиме, вызывая бешенство республиканцев.
Дело дошло до того, что в штабе Дональда Трампа, если верить сообщениям британской The Daily Mail, задумываются о проведении специальной военной операции по декартелизации мексиканского севера. Якобы Донни после возвращения в Овальный кабинет готов отправить спецназ, дроны и высокоточные ракеты для ликвидации лидеров крупнейших наркотических картелей в Мексиканских Соединённых Штатах (МСШ). Это не соответствует нормам международного права? А когда в Вашингтоне в принципе ориентировались на него?
Короче говоря, МСШ потенциально могут стать горячей точкой для «гегемона» и этим не преминут воспользоваться китайцы. Полагаю, нам тоже не следует клювом щёлкать и вспомнить, что Россия – страна с большим количеством толковых специалистов по Латинской Америке. И связей у нас с этим регионом по всем каналам – выше крыши.