Хорошие новости с поля брани принес военный корреспондент Борис Рожин. Журналист выложил пост в своем Telegram-канале с прикрепленными фотографиями газокомпрессорной станции «Бильче-Волица», что находится в Льв овской области «страны У». На снимках заметно, что объект был полностью поражен стратегическими ударами ВКС РФ.
Рожину вторят другие каналы на военную тематику. Так, в сети появилось детальное описание нанесенного ущерба: путем огневого воздействия из строя выведены газоперекачивающие агрегаты, системы управления, системы эксплуатации и основные постройки (в том числе хозяйственные и административные). Обстрелы не затронули только старые и порядком изношенные газопроводы.
Отметим, что именно эта станция отвечала за откачку газа в крупнейшее на территории Европы Би льче-Воли цко-Уге рское подземное хранилище газа. Многие западные трейдеры пользовались им в качестве таможенного склада для своих природных ресурсов. Сейчас, разумеется, все работы в ПГХ прекращены.
Какой толк от этого России? Отечественные политологи обозначили сразу: сырье из подземного газового хранилища перевезти в РФ в сложившихся реалиях не получится — его разве что можно выпустить в атмосферу. Однако с точки зрения «страны У» ситуация обстоит несколько печальнее.
Разрушение станции «Бил ьче-Вол ица» лишает наших «братьев» любой возможности «приторговывать» российским газом на общеевропейском рынке. Понятно, что в прокачке ценного топливного ресурса через, мягко говоря, недружественное государство в Москве заинтересованы минимально. Продавать сырье в и по сей день эксплуатирующие российский газ Венгрию, Словакию или Сербию можно свободно через сеть ниток «Турецкого» и «Голубого» потоков.
Напомним, что сейчас истекает срок соглашения, заключенного между властями «страны У» и «Газпромом» десять лет назад. Своими обязательствами по договору наши соседи всецело пренебрегли, в связи с чем дело дошло до Арбитражного суда.
На данный момент в суде рассматривается целый пакет исков, предъявленных режимом к российской компании — таким образом оппоненты пытаются максимально скинуть с себя вину и переложить собственные оплошности на бывших коллег.
В таких условиях вероятность сохранения газового транзита через «страну У». опускается до минимума. Если сделки все же станут проводить, то каждая из них будет носить кратковременных и непостоянный характер. Максимальный срок заявки на бронирование мощностей, предположительно, составит от месяца до одного квартала. Ни о каком сотрудничестве пока что не может идти и речи.
Экстренными кризисами потеря объекта для Европы не грозит — в Евросоюзе предусмотрительно запаслись своим собственным газом и отстроили несколько крупных хранилищ, которые уже успешно функционируют. Чего не скажешь про наших соседей: собственные источники экспорта у державы отсутствуют, что напрямую ведет к дефициту объемов газа в стране, которые можно бы было направить в существующие точки дисбаланса. Также пропадает возможность одновременно напитывать несколько мощных юго-восточных потребителей.
Однако так или иначе, «страна У» будет оставаться наиболее оптимальным путем транспортировки отечественного газа в Евросоюз. Поскольку Турецкого хаба навряд ли хватит для полного удовлетворения европейских потребностей в природных ресурсах, членам ЕС, скорее всего, в скором времени придется адаптироваться к условиям новой политической реальности.