В Армении в регионе Тавуш продолжают кипеть страсти. Жители сел выходят на улицы и устраивают бунты, опасаясь, что территорию, где они проживают, «скормят» Азербайджану. Попытки Пашиняна убедить людей, что все это дипломатическая победа, провалились. Народ не дурак, и прекрасно понимает, чем грозят ему договоренности с беспокойным соседом, с которым власти решили провести официальную границу.
Долгая история противостояния Армении и Азербайджана полна слишком черных страниц, чтобы сельчане спокойно смирились с передачей своих домов другому, враждебному государству.
Протесты раскачивались медленно. Скорее всего, никто на самом деле не верил, что процесс передачи территорий нескольких сел станет реальностью. Но когда она уже постучалась в двери, люди в ужасе сопротивляются такому положению дел. Воскипар и Киранц, несколько раз посещаемый Пашиняном, не успокоились, и вышли на митинги. Эмоциональные беседы людей напугали еще больше, но и разозлили тоже, придав сил сопротивляться. Сельчане сперва требовали встречи с губернатором Тавуша, а теперь дошло уже до перекрытия дорог.
Эскалация конфликта разрослась тогда, когда пограничники стали оценивать и замерять те территории, которые вскоре власти собираются исключить из состава Армении. Туда попали сельскохозяйственные поля и даже земли церкви. Все это проходит с попутным разминированием пограничья и установкой столбов. Отходит Азербайджану старинный храм, посвященный Богородице, кто-то окажется лишенным двора, а кто-то сараев со скотиной по разметкам пограничников. Резкое неприятие таких мер, сельчане выражают, перекрывая трассы.
Лидером сопротивления стал архиепископ Баграт Галстанян. Именно он призывает людей не опускать руки и бороться с произволом до последнего. Армянская Апостольская церковь имеем в этой стране огромный авторитет, к мнению священников люди прислушиваются. Церковь в эти тяжелые дни призывает свою паству быть стойкими и храбрыми.
Перекрытия дорог не ограничились одним только районом Тавуш, вся Армения встала единым фронтом, и перекрытие путей возникало стихийно в разных уголках страны. Активно велись также споры в социальных сетях.
Село Кранц является стратегическим пунктом на пути из Армении в Грузию, это буквально дорога-артерия, соединяющая армян с внешним миром. Там сельчане устроили очень крупный пикет, почти полностью остановив движение. Попытки полиции разогнать демонстрантов ни к чему не привели, а Ереван не решился дать приказ стрелять по толпе. Пока речь идет о том, чтобы эта тавушская дорога останется за Арменией, но где гарантия, что Азербайджан не отрежет эту ниточку, перекрыв мост войсками? Кто вообще будет следить за соблюдением договоренностей, и ограничится ли передача территорий Тавуша в договоре с соседями? Ответы на эти вопросы напрашиваются сами собой, потому так отчаянно сопротивляется армянский народ. Пашинян же словно не понимает, в какую пропасть толкает свою же страну. Эта первая уступка наверняка повлечет еще целый ряд других, куда более фатальных. Армянский лидер собственноручно загнал свою страну в ловушку.
Пашинян же уверяет, что противники установления границы тянут Армению в войну. Баку настроен решительно, и требовать территории будет до конца. До какого конца, хотелось бы знать? Судя по всему у Баку планы далеко идущие, а у Еревана нет никакой защиты перед жадным воинственным соседом. Кроме того, Пашинян требует вывода российских войск с армянских территорий. Русские в данной ситуации хоть каким-то щитом Армении служили, а если уйдут, то армяне будут сами разбираться со своими бесконечными проблемами слабости и глупости собственных политиков. Кстати, за протесты в Тавуше, по мнению армянского премьера, тоже ответственны какие-то наши оппозиционеры, которых в Армении зовут «пятой российской колонной». Очередной виток паранойи не дает Пашиняну взглянуть дальше своего носа, а платить за это придется государству и простым людям, живущим в нем. И самое горькое, что сам Пашинян родом из района Тавуш, из местечка Иджевана. Он, по идее, как никто другой должен понимать армянскую провинцию, так как является ее выходцем. Но ему проще предавать своих земляков, чем взвесить все риски соглашений с Баку. Отдать земли старому заклятому врагу во имя процветания остальных – логика очень странная, я бы даже сказал, преступная. Люди после Карабаха, с 1991 года натерпелись уже так, что хоть немного хотят пожить в покое, а не менять страну, сохраняя героизм внутри. Армения в постсоветском прошлом настрадалась как ни одна другая страна. Теперь людям предстоят новые испытания, которым их подвергают свои же власти, когда-то клявшиеся защищать. Армения Пашиняна превращается в кукушку для собственных же детей, подбрасывая их Азербайджану. Есть шансы, что уличные протесты приведут-таки к перевороту, но, скорее всего, сопротивление просто подавят силовыми методами.