Украина расторгла меморандум с Россией о борьбе с терроризмом ради пиара, но этим сделала хуже только себе. Такое мнение в интервью ФБА «Экономика сегодня» озвучил профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев.
Правительство Украины приняло решение прекратить действие меморандума с Россией о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В постановлении кабмина говорится, что Министерству иностранных дел Украины поручено оповестить Москву о расторжении документа. Соглашение было подписано 12 июля 2012 года. Киев заявил, что денонсация меморандума позволит дополнительно защитить национальные интересы государства.
В соглашении говорилось, что в двустороннем сотрудничестве стран важное место отводится «постоянному политическому диалогу по актуальным международным проблемам, включая вопросы международной и региональной стабильности и безопасности». В рамках меморандума стороны договорились сотрудничать в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, незаконной миграцией, распространением оружия массового уничтожения и пиратством.
«Говорить о том, что Украина таким шагом что-то существенное разрушила или нанесла ущерб безопасности России не приходится, — отмечает Матвейчев. – Любой меморандум носит большей частью декларативный характер, с латинского это слово переводится как «памятка». То есть формально Москва и Киев этим документом лишь напомнили друг другу, что выступают против терроризма. Борьба как таковая ведется на базе совсем других соглашений и документов.
Впрочем, иного поведения от украинской стороны ждать было трудно. Эта страна в последнее время только и делает, что денонсирует какие-то документы – в рамках отношений с Россией или договоренности по СНГ. В реальности Служба безопасности Украины (СБУ) и российское ФСБ с 2014 года оборвали контакты в рамках антитеррористической работы. И разрыв меморандума на реалии никак не повлиял – общей борьбы как не было шесть лет, так и не будет».
Киев укрывает и поддерживает террористов
При разрыве меморандума украинский кабмин объявил, что этот шаг позволит создать «дополнительные правовые и политические основания для защиты национальных интересов Украины в условиях вооруженной агрессии» России. В чем именно выражаются эти основания, чиновники не уточнили. Меж тем, еще в 2017 году Украина обратилась в Международный суд ООН, заявив о том, что Москва нарушает конвенции о борьбе с финансированием терроризма и ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В сентябре 2015 года правительство Украины инициировало разрыв межправительственного соглашения с РФ о сотрудничестве в строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Согласно ему, в 2015-2016 годах российская сторона должна была построить на АЭС два реактора типа ВВЭР-1000, подрядчиком выступала компания «Атомстройэкспорт». Так страна осталась без резервов в энергетике.
«Украина в рамках СНГ уже давно перестала сотрудничать, демонстрируя, что представляет собой некий «политический ниппель». То есть что-то получить от Союза независимых государств или России Киев всегда рад и берет с удовольствием, но что-то отдавать взамен категорически отказывается. При этом рвет только соглашения, которые либо декларативные, либо давно устарели и не действуют.
Однако денонсация любого международного документа – это прекращение определенных возможностей для развития диалога, сотрудничества, получения преференций и новых возможностей. С каждым разорванным соглашением страна делает хуже только самой себе, лишаясь перспектив. Назвать эту политику разумной и прагматичной не получается. Но таков выбор украинский властей, Россия по данному поводу огорчаться не станет», — заключает Олег Матвейчев.