Состоявшаяся 3 июня в Берлине встреча представителей Нормандской четверки ожидаемо закончилась ничем, ни по одному вопросу будущего Донбасса договориться не удалось. Перед встречей немецкое издание Der Spiegel неожиданно сообщило, что по имеющейся информации Россия потребует от Украины до 6 июля представить проект документа о закреплении в Конституции особого статуса Донбасса и согласованные списки удерживаемых лиц, подлежащих обмену.
Насколько это так, время покажет, но такие жесткие требования Украина, если бы даже и захотела, выполнить не в состоянии. Естественно встает вопрос, какие цели от встречи преследует Россия.
По всем признакам и критериям минский процесс зашел в тупик и реализовать соглашения невозможно, поскольку не устранены причины, приведшие к конфликту. Предложенные Путиным в 2014 году Минские соглашения предполагали путем введения особого статуса Донбасса добиться федерализации Украины и, как минимум, ее нейтрального статуса.
Спустя шесть лет стало понятно, что Украину невозможно трансформировать в федеративное государство, нацистская и русофобская Украина принципиально несовместима с пророссийским Донбассом. Политико-дипломатические методы урегулирования конфликта, предусмотренные Минскими соглашениями, полностью исчерпали себя и пришло время искать другие пути выхода из сложившегося тупика.
Свернуть минский процесс не так просто, он одобрен документами ООН, гарантами выступают три страны члены Совбеза ООН – Россия, Германия и Франция, которые не могут позволить себе стать инициаторами разрыва документа такого ранга. Стоящие вне минского процесса США, полностью контролирующие украинскую власть, наоборот стремятся раздуть конфликт в своих интересах противостояния с Россией.
Украина без команды США не может прекратить конфликт и, официально не выходя из соглашений, стремится обвинить во всем Россию, при этом первый заместитель главы украинской делегации в контактной группе Резников заявляет, что соглашения являются «лишь политическими договоренностями, ничтожными с правовой точки зрения», а заместитель главы делегации Мережко, что они «носят рекомендательный характер и не налагают на Украину каких-либо обязательств».
Россия, наоборот, публично утверждает о необходимости выполнения Украиной взятых на себя обязательств, отлично понимая, что она никогда не будет это делать, поскольку интеграция Донбасса на этих условиях будет началом конца нацистского государства. В связи с этим Минские соглашения стали тормозом в разрешении конфликта, остановить они его не могут и блокируют действия заинтересованных сторон по поиску и использованию других путей и механизмов.
Попытки при существующей системе власти на Украине независимо от того, кто занимает пост президента, разрешить конфликт политико-дипломатическими методами оказались безуспешными. Внутри Украины нет политических сил, способных изменить систему власти и конфликт можно разрешить только при воздействии извне. В качестве таких сил могут выступать Россия и США, страны Евросоюза уже никак не влияют на процессы урегулирования и Минские соглашения стали ширмой, за которой участники процесса решают свои вопросы, особо не волнуясь о судьбе Украины.
Ресурсная база республик за годы войны серьезно подорвана и население уже с трудом переносит навалившиеся на них тяготы, особенно в части неопределенности своего будущего. Россия не может допустить зачистки республик и решение этой проблемы на данном этапе следует рассматривать в связке с событиями в России и мире, которые будут серьезно влиять на все процессы вокруг постсоветского пространства.
Из заявлений и действий Путина в последние месяцы четко прослеживается начавшаяся довольно жесткая риторика по отстаиванию российских национальных интересов перед Западом. Об этом говорят его заявления о возрождении русской цивилизации на постсоветском пространстве и «несправедливой» нарезке границ после распада Союза, а также внесенные в Конституцию поправки о правопреемстве России от Советского Союза и невозможности отчуждения российских земель. Это все посылы в первую очередь Украине, что границы образовавшихся в 1991 году государств определены не окончательно.
В одном из своих интервью Путин заявил, что при выходе бывших республик из состава Союза они получили огромное количество исторических российских земель и что «нельзя забывать, что после развала Советского Союза прошло, по историческим меркам, совсем немного времени, и современная Россия, безусловно, находится еще в стадии формирования, становления». Это неприкрытый намек, что Россия не собирается разбрасываться «подарками» и вопрос принадлежности не только ЛДНР, а многих регионов Украины может быть поднят и стать дискуссионным.
Решать самостоятельно такие вопросы Россия без США пока не может и здесь следует отметить, что на Западе наступил системный кризис глобальной финансовой системы, а в США развернулась непримиримая борьба глобалистов и «трампистов». В связи с этими событиями за влияние на миропорядок, вполне вероятен передел сфер влияния, в котором Россия будет иметь один из решающих голосов. Путин уже трижды заявлял о необходимости проведения саммита «большой пятерки» — России, США, Китая, Великобритании и Франции, своеобразной «Ялты-2», на котором ведущие державы начнут определяться с будущим мироустройством. Принципиальное согласие глав государств уже получено и, по всей видимости, осенью саммит состоится.
В свете предстоящих событий российское руководство, не исключено, проводит подготовку почвы для принятия нужных решений в отношении Украины и через встречи в рамках минского формата фиксирует свои требования. Встреча 3 июля ожидаемо закончилась ничем и по результатам встречи последовали диаметрально противоположные заявления.
Козак заявил, что прорыва в переговорах не было, приблизились только к принятию мер по прекращению перестрелки. Были попытки украинской стороны определиться с датой проведения саммита нормандской четверки, но об этом говорить рано, поскольку Украине надо выполнить громадный объем работы, разработать и согласовать с Донбассом десятки законов.
Ермак наоборот утверждал, что встреча приблизила саммит четверки и «российская сторона взяла паузу для подготовки ответа на консолидированную позицию Украины, Франции и Германии», при этом не указал, по какому вопросу выработана такая позиция.
Из заявлений сторон следует, что особый статус республикам никак не просматривается и никакого ответа через три дня от Украины не будет. Такие действия Украины дают повод России утверждать, что украинское руководство не выполняет взятые на себя обязательства и де-факто страна выходит из Минских соглашений, в связи с чем надо искать альтернативные пути разрешения конфликта.
В рамках предстоящей договоренности с американцами о разделе сфер влияния все постсоветское пространство наверняка отойдет в зону влияния России. При этом она будет определять, останется Украина единой или разделенной на части и как, куда и на каких условиях ее интегрировать. Будущее Украины в новом мироустройстве будет являться предметом торга между Россией и США, при котором мнение самой Украины никак не будет интересовать договаривающиеся стороны.
По всей видимости, своими действиями Россия в рамках минского формата начинает подготовку Украины к будущему переформатированию, неизбежной денацификации и определению статуса ее регионов, которые по своему менталитету и предпочтениям серьезно отличаются друг от друга. Проблему Украины и ее составных частей придется решать России и для этого нужны будут на минский и нормандский форматы, а совершенно другие подходы, сметающие украинские элиты и возвращающие населению русское самосознание.