В нашей стране часто складывается такая ситуация, что необходимые меры предпринимаются только тогда, когда ситуация накалена до предела и близка к критической. Август и сентябрь этого года являются ярким тому примером.
В настоящем материале рассмотрю ситуацию на рынке топлива, где цены на протяжении 10 дней устанавливали всё новые рекорды в оптовом сегменте.
Если кратко — совпало сразу несколько факторов. Два стратегических, два — тактических.
К первым относится полный провал реформы Министерства финансов от 2018 года (так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли). В результате его реализации мы не получили ничего, кроме постоянного роста цен на нефтепродукты внутри страны. Не знаю, на что рассчитывало ведомство Силуанова, когда начало обнулять экспортную пошлину в пользу повышения НДПИ. В результате бюджет не получил дополнительных финансовых ресурсов из-за постоянного роста объема отчислений по демпферу, а население и предприятия платили за топливо всё больше.
Вторая стратегическая причина — девальвация рубля, которой попустительствовал Банк России. Разумеется, при таком ослаблении предприятиям сырьевых отраслей (и не только) выгоднее направлять больше объема производимой продукции на экспорт, либо повышать цены на внутреннем рынке. Нефтяники не являются исключением. Каким образом можно здесь бороться с инфляцией путем повышения ключевой ставки — никому не понятно.
На это наложились два тактических фактора — ремонты НПЗ и перебои с логистикой. Это уже зона ответственности Минэнерго и эти вопросы можно было предусмотреть заранее, неожиданными они не стали. Однако плановые ремонты НПЗ проходят каждый год, логистика также зачастую барахлит. Но это вызывает лишь локальные кризисы. Без девальвации и «налогового маневра» такого эффекта, разумеется, не было бы.
В результате вице-премьеру по энергетике Александру Новаку пришлось брать ситуацию в свои руки, принимая экстренные меры. Хотя не он довел до подобного.
Вчера был введен полный запрет на экспорт бензина и дизеля. Мера носит бессрочный характер. По итогу цены на оптовом рынке на бензин обвалились на 15-20%. По дизелю пока что идет коррекция (минус 3%):
В ближайшее время небольшой откат должен произойти и в розничном сегменте. Почему небольшой? Рост оптовых цен пока что не до конца успел перекинуться на розницу. Прирост с начала года на АЗС составил в среднем 7,5%. Сейчас повышение цен в рознице можно исключить.
Впрочем, обвал котировок бензина в оптовом сегменте уже является большим плюсом, поскольку возвращает предприятия, которые в своей деятельности потребляют много топлива, к нормальному режиму работы.
Нормализовалась ситуация с запасами на НПЗ и в резервуарах, перебоев с поставками больше нет. Единственное, что до сих пор вызывает вопросы — дизель, которые используют аграрии в ходе работ по сбору урожая. А это, как мы понимаем, напрямую может через несколько месяцев сказаться на продовольственной инфляции.
Пока что нет предпосылок к тому, что запрет на экспорт бензина и дизеля простимулирует нефтяные компании на снижение объемов переработки в пользу увеличения экспорта сырой нефти. Но такие риски исключать нельзя. Надеюсь, правительство держит руку на пульсе.
Теперь самая позитивная новость. Министерство энергетики анонсировало, что кабмин готовит новые системные меры на рынке топлива. В том числе и по налогам. В настоящий момент они обсуждаются. Сегодня вечером Александр Новак провел совещание с представителями нефтяных компаний. Что с ними обсуждалось — неизвестно. Можно предположить, что именно те самые меры.
Надеюсь, что правительство, действительно, примет именно системные решения. Самое необходимое — отмена налогового маневра Минфина и возвращение к простой и понятной системе экспортных пошлин как на нефть, так и на нефтепродукты. А с изобретением велосипеда в виде всевозможных демпферов, НДД, обратных акцизов и прочего необходимо заканчивать. Регулирование нефтяной отрасли должно быть предельно простым и эффективным.