Восемь человек десанта, быстрота и маневренность, лучшая защита в своем классе. Именно так рекламировалась БМП Stridsfordon 90 в проспектах шведских концернов. Машина нравилась любителям брони и разработчикам игр. Но никто не знал, как она покажет себя в настоящем деле. Фото Dagens Nyheter
Среди всех полученных российской армией иностранных бронированных трофеев, именно БМП Stridsfordon 90 (Strf 9040С, экспортное обозначение CV90), производства консорциума нескольких лучших оружейных концернов Швеции, считается, пожалуй, самым интересным экземпляром. Эти машины начали поступать на вооружение в начале 90-х и множество раз модернизировались за последние годы. Базовая платформа стала основой для целого ряда модификаций и одним из наиболее успешных экспортных товаров шведской оборонки. Более восьми сотен машин было передано иностранным операторам и ещё более пяти сотен поступили на вооружение непосредственно шведской армии. Многие военные обозреватели, особенно почему-то в странах Восточной Европы, сгоряча называли CV90 «самой лучшей серийной боевой машиной пехоты». Однако, все мы видели, что за последнее время из разряда «лучшие из лучших» было низложено немало образцов западной техники, почти не воевавшей до этого, зато авансом возглавлявшей самые горячие оружейные топы.
Но, справедливости ради, нужно сказать, что Stridsfordon 90 действительно очень сбалансированный и грозный агрегат, с улучшенной противоминной защитой, мощной для западной БМП пушкой и хорошей подвижностью. В Афганистане она выдерживала взрывы достаточно массивных талибанских фугасов и, если верить официальным сообщениям, спасла немало жизней солдат норвежского контингента. Помимо основного орудия, в самых современных комплектациях машину снабжают израильскими комплексами Spike LR. Но это лишь дополнительный бонус для экипажа, а не часть основной конструкции, как к примеру, ПТРК BGM-71 TOW в американской Бредли. Воевала шведская машина, вплоть до весны нынешнего года, только против запрещенных талибов в Афганистане (в составе норвежской армии) и против радикальных повстанцев в Либерии, на вооружении контингента ООН.
Афганская кампания вроде как подтвердила основные достоинства этой машины, но был нюанс. Делалась она для большой войны, а речь здесь шла лишь о кратковременных антипартизанских рейдах, а не о полноценной войне с равным противником. Фото Армия Норвегии.
Strf 9040С начали проектировать ещё в конце 80-х, с учётом прежде всего шведских условий, с перспективой работы в приполярных районах. Весит она как средний танк времен Второй Мировой, вроде Т-34-76 или Шерман. По мере модернизации, и тут нужно отметить неплохой конструктивный резерв шведского изделия, вес увеличился до 35 тонн. Основное орудие, в оригинальной версии — 40-мм автоматическая пушка Бофорс, по мощи сильно уступает нашей отечественной БМП-3 (100-мм и 30-мм). У шведского орудия хороший набор снарядов, в том числе и бронебойных. Считается, что оно может бороться с армейской авиацией и ударными беспилотниками. При этом производители заявляют, что БОПСЫ (бронебойные оперённые подкалиберные снаряды), способны поразить любой современный основной танк в боковой проекции, но тут дело такое. Маркетинг и рекламу ещё никто не отменял. Опять таки, все эти достоинства шведской машины оцениваются лишь теоретически. По основным параметрам, в том числе и по защищенности экипажа, нашу БМП-3 она заметно не превосходит. И как и большинство бронированных машин пехоты, выстрел из ПТУРа, а в нынешнем случае даже из ручного гранатомёта (говорят, что РПГ-7 с тандемным боеприпасом), становится для машины роковым.
Уже на трале, на пути в один из наших НИИ.
Любопытно, что на захват шведской машины (а захваченная Strf 9040С взята непосредственно из состава армии этой страны) довольно болезненно отреагировали представители Генштаба скандинавского Королевства. Во-первых, это уже третья машина данного типа, потерянная за короткий отрезок времени. А во-вторых, в комментариях неназванного офицера из Generalstaben газете Dagens Nyheter говорится, что, цитата: «Русским специалистам досталась одна из машин, выпущенных не раньше, чем пять лет назад. Теперь они могут досконально изучить самую новую технику, на которой воюет современная шведская армия». Среди главных секретов машины он назвал маскировочный комплекс Барракуда, знаменитого концерна СААБ. Это оборудование якобы снижает заметность машины во всех возможных спектрах. Штука, конечно, технологичная, но никаких особых новшеств не несущая.
Также шведский офицер заявил, что россиян могут заинтересовать оригинальные бофорсовские снаряды и система управления огнём. Всё это досталось нашим специалистам в относительной целости и будет тщательно изучено на предмет интересных инженерных решений. В общем, чувствую я, что ждёт нас очередной срыв покровов, где выяснится, что «вундерваффе» Strf 9040С, долгое время вызвавшая у части любителей военной техники приступы почти религиозного восторга, вновь окажется обычным расходником в случае интенсивной войны, не хуже, и не лучше других современных систем. Для этого есть все предпосылки.