Страны ЕАЭС способны помочь импортозамещению в РФ только частично, поскольку возможности их промышленности ограничены, а большую часть своего сложного оборудования они и так поставляют на российский рынок, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра региональной политики Владимир Климанов.
Задача импортозамещения стоит в России на повестке дняРФ нужны новые торговые партнеры«Большинство прежних внешнеэкономических партнеров РФ вошли в разряд недружественных стран. Москва теперь ориентируется только на те государства, которые готовы с нами развивать сотрудничество без ограничений», — отметил Климанов.
Российский импорт в 2022 года в монетарном выражении упал на 11,7% до 259,1 млрд долларов, но в целом проблемы шире из-за задействования параллельных поставок, которые в отдельных случаях ведут к удорожанию продукции в 2-3 раза.
Потребности российской экономики в импортных комплектующих остаются высокими, причем стране важен не только объем, но и конечная стоимость.
Порядок цен, который сформировался в 2022 году по ряду направлений (станки, запчасти, сложные приборы), неприемлем и превратился в проблему, которую надо решать либо за счет импортозамещения, либо за счет усиления связей с дружественными странами.
Россия может разделить проекты в области импортозамещения со странами-партнерами «Страны ЕАЭС занимают здесь одно из главных направлений применения усилий, может быть не по абсолютному объему, а по разнообразию связей и взаимоотношений, которые у них исторически сложились с Россией», — констатировал Климанов.ВАВТ нашел потенциал у армянских кутурье
Эксперты Всероссийский академии внешней торговли (ВАВТ) при Минэкономразвития РФ проанализировали импортный потенциал стран ЕАЭС в производстве товаров, которые до февраля 2022 года поставлялись из Евросоюза.
Исследователи выявили 59 позиций на сумму в 20,6 млрд долларов, которые могут заместить страны ЕАЭС. Свои выводы ВАВТ основывает на индексе сравнительных преимуществ Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП).
Наибольший потенциал на 2,16 млрд долларов ВАВТ обнаружил у труб, котлов, резервуаров и других емкостей, которые Россия раньше закупала в Европе. Второе место заняли белорусские автомобили, причем эксперты сделали уточнение, что Минск не способен производить и поставлять в РФ трансмиссию (коробки передач) и сиденья.
Полное согласие у нас существует только с Белоруссией
Данная ремарка говорит о том, что белорусские автопроизводители также зависят от импорта, который они осуществляют или из России, или через российскую логистику.
Кроме трех заводов, ориентированных на производство специальной техники двойного назначения (МАЗ, БелАЗ и Минский завод колесных тягачей) в Белоруссии работают заводы «Юнисон», который до 2020 производил автомобили Ford, Peugeot и других западных марок, и «Белджи», на котором собираются китайские машины Geely.
Таким образом, все белорусское автомобильное производство либо и так ориентировано на Россию, либо собирает поставленные из КНР машинокомплекты.
Казахстан, по мнению ВАВТ, обладает потенциалом на замещение оксида алюминия, а Армения и Киргизия — по производству одежды и тканей.
Оценка ВАВТ основана на теоретической модели, которая игнорирует особенности российских экономического уклада и спроса. В стране полно мощностей для конвейеров по производству автомобилей, которые встали из-за санкций, и нет дефицита одежды и тканей, поэтому армянские и киргизские кутюрье вряд ли заместят западные бренды.
Антироссийские санкции лишили экономику РФ многих комплектующихЕАЭС может помочь РФ только частично«С Белоруссией мы сегодня живем в режиме союзного пространства, а общая таможенная граница с Казахстаном, Белоруссией и Туркменией позволяет России осуществлять с ними торгово-экономические отношения в упрощенном режиме», — резюмировал Климанов.
Следовательно, потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества имеется.
«ЕАЭС создает дополнительные возможности для параллельного импорта, который необходим России для обеспечения жизнедеятельности отдельных секторов экономики и создания новых предприятий. А вот производители этих стран могут заменить западные поставки только частично – экономический потенциал Киргизии и Армении не сопоставим с Западной Европой», — заключает Климанов.
России необходим технологичный импорт, который не относится к преимуществам других стран ЕАЭС. Бывшие советские республики и до 2022 года продавали высокотехнологичную продукцию в Россию, на Западе или в третьем мире она востребована не была. Практически все, чем они реально могут России помочь, и так идет на отечественный рынок.
«Объем замещения со стороны стран ЕАЭС из-за этого носит лимитированный характер», — констатирует Климанов.
Директор Центра региональной политики Владимир Климанов
Российская экономика намного технологичнее, чем у партнеров по ЕАЭС, что создает ограничения по их задействованию в импортозамещении.
Единственный вариант серьезного развития сотрудничества заключается в создании совместных производств на их территории, но для этого нужно преодолеть политические противоречия. Здесь полное согласие у Москвы существует только с Минском.