В администрациях Калужской, Курганской, Курской, Ленинградской, Челябинской областей и Чукотского автономного округа рассматривают возможность привлечения студентов профессиональных техучилищ на места работников предприятий, которых призвали в рамках частичной мобилизации.
Первым регионом, где студенты начали замещать мобилизованных сотрудников на предприятиях, стала Кемеровская область. 6 октября губернатор Сергей Цивилев распорядился начать «трудовую мобилизацию» студентов. К 19 октября, как сообщал господин Цивилев, заявки подали 34 предприятия.
В комитете образования и науки Курской области сообщили, что при наличии запроса от работодателей вузы будут направлять студентов на рабочие места.
В правительстве Ленинградской области сообщили, что готовы рассмотреть опыт «трудовой мобилизации» «применительно к учреждениям среднего профессионального образования».
В Курганской области с этого года студенты выпускных курсов спецтехучилищ последний год обучения проводят на предприятиях. Они могут трудоустраиваться на предприятия, в том числе на места мобилизованных.
В Челябинской области госуниверситет собирает информацию о потребностях в студентах профильных специальностей для замещения мобилизованных, а студентов техучреждений в рамках «трудовой мобилизации» привлекать пока не собираются.
В российских регионах допустили «трудовую мобилизацию» студентов
«Трудовая мобилизация — это принудительное привлечение населения к широкому спектру работ на основе нормативно-правовых актов при чрезвычайной ситуации или в военное время», — объяснил юрист Алексей Гавришев, подчеркнув, что в Кемеровской области и в других регионах к работе привлекают добровольно, а не принудительно.
Специалист отметил, что для тех студентов, кто начал работать в рамках «трудовой мобилизации», должны составляться индивидуальные планы, благодаря которым они смогут совмещать работу и учебу.
Трудовая мобилизация началась в России. Что это значит и кого она затрагивает
Еще 21 сентября на российской территории вступил в силу указ президента РФ Владимира Путина, который объявил о проведении частичной мобилизации в стране с целью пополнения рядов ВС РФ. Все призванные в рамках таких мероприятий россияне пройдут специальную военную подготовку, после чего начнут выполнять боевые задачи, поставленными властями. На фоне подобного положения дел, а также в связи с введением режима повышенной готовности во многих частях страны, на территории России началась трудовая мобилизация. Она уже стартовала. Направлена она на то, чтобы не допустить ослабления российской экономики, которое может произойти из-за призыва граждан РФ в российскую армию.
Как объявили власти одного из регионов РФ, было принято решение о начале трудовой мобилизации. Суть такой сводится к тому, чтобы привлечь людей на рабочие места, которые освободились, так как ранее занимавшие такие работники были призваны в ряды российской армии. Таким образом, чтобы не допустить нарушения производственного процесса, было принято решение о проведении трудовой мобилизации. В ее рамках на законных основаниях учащихся на последних курсах вузов и ссузов направят на предприятия, чтобы они начали на таких работать и тем самым заменять тех, кто там теперь временно не работают. Первые студенты уже направлены на рабочие места, где им предстоит работать неопределенно долго, так как сроки частичной мобилизации в России официально неизвестны.
При этом, по словам российских властей, в рамках трудовой мобилизации студенты получают оплачиваемую практику и помогут предприятиям России сохранить темпы производства и не допустить снижения производственных мощностей. Нельзя не заметить, что студенты учебных заведений, которые получают первое образование, не могут быть призваны в ряды российской армии в рамках частичной мобилизации, так как всем таким предоставляется отсрочка. Она действует на протяжении всего периода обучения, но при условии что студент действительно учится в учебной заведении. Студенты будут привлекаться как к производственному процессу на заводах, так и в сфере строительства.
Подобный шаг, как уверяют власти, позволит не допустить снижения темпов производства и строительства, а также в целом продолжить развитие по намеченному курсу. Согласно решениям Правительства России, за призванными в ряды ВС РФ сохраняются их рабочие места на весь период мобилизации. Таким образом, когда они вернутся со службы, то смогут вернуться к прежней работе. Введение трудовой мобилизации остается на усмотрение региональных властей, то есть именно они могут принимать подобные решения. Пока что подобное решение принял только один российский регион, по крайней мере судя по данным из СМИ, но в будущем с целью поддержки экономики страны на подобный шаг могут пойти и некоторые другие. Для студентов это отличная возможность улучшить свои практические навыки и научиться чему-то новому и полезному.
Новый закон: в России правительство сможет обязать людей работать без выходных и ночью по госзаказу для военных нужд
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об обеспечении проведения «операций» Вооруженными силами России за рубежом.В частности, в документе содержится пункт о принудительной и сверхурочной работе бизнеса по госзаказу для военных нужд.
Правительству будут предоставлены полномочия принимать решения о введении специальных мер в сфере экономики, устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений, в том числе «порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков».
Компании в России не вправе будут отказываться заключать контракт и исполнять госзаказ.
При этом заказчики (Минобороны, ФСБ, МЧС и Росгвардия) смогут менять объем и цену контракта.
Путин также подписал закон, согласно которому «переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий» будет наказываться от 12 до 20 лет колонии со штрафом до 500 тысяч рублей. Также за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранными спецслужбами, международными или зарубежными организациями можно будет получить срок до 8 лет и штраф до 1 млн рублей.Помимо этого, согласно закону, участие россиян в военных действиях против интересов России за рубежом будет наказываться лишением свободы сроком до 20 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.
Документ также вводит уголовную статью 280.4 «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства».
Пооимо этого, Путин подписал закон о российском движении детей и молодежи и закон, позволяющий признавать «иноагентами» без иностранного финансирования.
Статья 1
Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750) дополнить статьей 261 следующего содержания:
«Статья 261. Обеспечение проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации
1. В целях обеспечения проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики, в том числе предусматривающие:
1) проведение мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;
2) временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов;
3) разбронирование материальных ценностей государственного резерва;
4) установление особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, включая установление порядка и условий привлечения к работе за пределами продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
2. В целях реализации решений о введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий на основании законодательства Российской Федерации принимают нормативные правовые акты и организуют их исполнение.
3. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации.».
Статья 2
Статью 36 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; 2018, № 1, ст. 89) дополнить предложением следующего содержания: «В случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 261 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 — 32 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».».
Статья 3
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 10; № 27, ст. 4298; 2018, № 1, ст. 88; 2019, № 18, ст. 2195; 2021, № 27, ст. 5188; 2022, № 16, ст. 2606; Российская газета, 2022, 30 июня) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14) если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 261 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. По предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, допускается увеличение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги либо уменьшение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;».
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
14 июля 2022 года
№ 272-ФЗ