Пресловутый квартирный вопрос испортил не только москвичей, но докатился уже и до дальних уголков России. Владимир Путин возмутился ростом цен на первичное жилье по льготной ипотеке и, как водится, поручил чиновникам с ними разобраться.
В некоторых регионах цены по льготной ипотеке выросли на 30%. И не в Москве, как можно было бы предполагать, а в Северной Осетии (30%), почти по 20% прироста дали Орловщина и Адыгея, даже малозаселенный и проблемный в демографическом плане Дальний Восток (Амурская область) прибавила 18,6%.
Скорее всего, борьба с ростом цен на с жилье по льготной ипотеке с точностью повторит действия властей по сахару, подсолнечному маслу и некоторым другим продуктам питания. Дорога-то протоптана, зачем изобретать велосипед?
ФАС уже получила отмашку от президента, вероятно, начнет проверять и скрупулезно высчитывать проценты у застройщиков. Потом к процессу подключатся прокуратура и налоговые, не останутся в стороне и местные органы власти…
Но в большей или меньшей степени дорожает у нас практически все. И если за каждым разом создавать комиссии, запрещать, фиксировать и замораживать, то из этого ничего хорошего не получится. Сами не заметим, как вернемся к плановой системе экономики.
За примером далеко ходить не надо. В декабре Владимир Путин поручил «разобраться» с резким ростом цен на сахар и подсолнечное масло. В итоге в дешевом ассортименте они в продаже остались. Зато цены на другие продукты стали расти как на дрожжах. Дело даже закончилось тем, что тот же сахар по фиксированной цене не всегда можно найти на прилавках.
Уже и глава Центробанка Эльвира Набиуллина призывает поскорее отказаться от государственного регулирования цен.
Ждать ли нам отката назад, в прошлое?
Об этом говорим с доктором экономических наук, профессором Игорем Николаевым.
– Когда президент дает поручение чиновникам разобраться с ценами, он исходит из интересов населения. Чтобы товары были доступными. Но часто получается с точностью до наоборот. Их очередным ростом – не на то, так на другое. Чиновники неправильно понимают призывы президента?
– Я допускаю, что глава государства, может, и не должен знать все нюансы и во всем разбираться. Но кто-то должен ему докладывать объективную картину рынка, возражать. Похоже, это делать некому…
– Что вы имеете в виду?
– На самом деле, когда в стране выстроена такая жесткая вертикаль власти, нет людей, которые могли бы возразить что-либо президенту. В нашем случае, со льготной ипотекой, – что рост на первичном рынке жилья будет неизбежен, поскольку за льготной ипотекой кинутся все. Даже те, кто обеспечен жильем, возьмут под дешевый кредит: почему бы не прикупить лишние квадратные метры, ведь запас как известно, карман не тянет.
Тут все понятно, и при чем здесь Федеральная антимонопольная служба? Но есть конкретное поручение президента, ФАС теперь начнет проверки, наверное, выявит какой-то сговор… Какой сговор, откуда?
Если что-то и есть в сложившейся ситуации, то ажиотажный спрос, который создало само государство. Ведь если есть высокий спрос, то цены на товар будут расти. Это же основы рыночной экономики – спрос и предложение.
– Как-то с ценами на продукты у нас этот рыночный механизм тоже не сработал. Что в нем не хватает, чтобы не ждать очередных поручений президента?
– Желания придерживаться рыночных правил, давно обкатанных во всем мире. В декабре могли бы объяснить главе государства, что ничего катастрофического с сахаром и подсолнечным маслом не произошло. Был неурожай, иногда такое случается. Мы же пошли неправильной дорогой, взялись за государственное регулирование, из которого теперь не знаем, как выбираться. Расписали производителям, сколько и где сеять, составили планы поставок по торговым сетям… Это как Госплан в худшем виде, когда в рыночной экономике появляется инородный элемент, вся система начинает в целом сбоить.
Но мы упрямо идем по этому тупиковому пути. К альтернативным мнениям, вариантам не прислушиваемся. В итоге контролировать цены приходится на все более расширяющиеся группы товаров. Вот очередь уже дошла до майонеза и соусов…