В декабре 2020 года в российском порту Усть-Луга начал работать новый терминал по перевалке железной руды «Ультрамар», а уже в январе украинские в морских портах Украины произошло катастрофическое падение грузооборота. Вслед за странами Прибалтики теперь и Украина теряет российский транзит.
Несколько лет назад Россия начала кардинально перестраивать свою транспортную отрасль. Была поставлена задача – полностью ликвидировать риски, связанные с отгрузкой и перевалкой грузов в странах Прибалтики и Украине.
Мало того, что существуют риски задержки грузов, это еще и очень дорого. Ежегодно российские компании платили сотни миллионов долларов за право транзитного прохождения грузов по территории сопредельных государств.
«Эти деньги должны работать на экономику России!» — решили в правительстве РФ и затеяли масштабную перестройку морских портов на Балтике, Белом и Черном морях. Одновременно с этим началась и реконструкция железных дорог, особенно в южном и северо-западном направлениях.
Но если на Черном и Белом морях еще идут работы реконструкции портов, то на Балтике уже близки к выходу на проектную мощность порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк. Это, кстати, уже почувствовали страны Прибалтики, где грузооборот портов упал до минимальных отметок с начала 2000-х годов.
Отсутствие грузов из России уже стало причиной кризиса транспортной отрасли в Латвии и Эстонии.
Следующей страной в этом списке стала Украина. В январе этого года грузооборот пяти морских портов этой страны сократился более чем на 25 %. Более всего упал транзит железной руды — на 93 % с лишним. Фактически до нуля.
Произошло этого из-за того, что в порту Усть-Луга (Ленинградская область) начал работу специализированный терминал «Ультрамар» по перевалке железной руды куда она теперь поступает из Курской области.
Кроме этого, Департамент морских портов Украины фиксирует падение объемов угля, зерна, минеральных удобрений и нефтепродуктов из России. Эти грузы теперь также в основном идут через российские порты.
С каждым годом объемы грузов через российские порты будет только расти, а через порты Прибалтики и Украины соответственно снижаться.
В Прибалтике и Украине раздаются голоса, что это месть Москвы, но в вопросах транзита никакой политики нет – Россия ищет экономически выгодные для себя пути доставки грузов. Объемы и ассортимент перевозок растут, необходимы новые портовые мощности и транспортные узлы. Идеальный вариант, когда они находятся на твоей территории и ты можешь их контролировать. Что собственно говоря сейчас и происходит.