К сожалению, спустя практически год после смены правительства, Министерство экономического развития так и не стало тем ведомством, которое определяло бы экономическую политику России.
Максим Решетников оказался не готов к стол высокому и значимому посту. Я бы не хотел подвергать серьезной критике Решетникова. Здесь, я думаю, все понятно. Глава Минэка просто, как говорится, не тянет.
Назначение Решетникова на пост главы Министерства экономического развития в январе прошлого года мне изначально было непонятным. Да, я знал, что тогда ещё губернатор Пермского края является перспективным и подающим надежды специалистом. Но таких в России множество.
Переход на новую должность был преждевременным прежде всего для самого Решетникова. На его фоне предыдущий министр Максим Орешкин, постоянно вступающий в споры с Набиуллиной, смотрелся самым настоящим ястребом. Да и Минэк, даже при первом вице-премьере Силуанове, проводил действенную политику.
А ведь Министерство экономического развития является, пожалуй, ключевым органом реализации экономической политики России. Минэк подотчетен и курируемая первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
В результате получается такая ситуация, при которой Белоусов совершенно верно и правильно определяет экономический курс развития страны, в то время, как Решетников на тактическом уровне не может закрыть все возникающие проблемы.
Нужно отметить, что когда Белоусов в директивном порядке направляет Решетникову прямые указания, Минэк их выполняет оперативно и качественно. Так, например, было с Соглашением о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минэк в быстром темпе отобрал 8 стартовых проектов, которые будут запущены до конца этого года. Но СЗПК относится, как раз, к стратегическим проектам развития.
А ведь Минэк также ответственен и за региональное развитие. За работу с каждым субъектом России, решение проблем регионального и, даже, районного уровней. В этом направлении никаких подвижек не наблюдается.
Минэк — тот орган, который должен проводить политику государственного капитализма «на земле». Быть, если угодно, пехотинцем генерала.
Белоусову в лице главы Министерства экономического развития необходим помощник, который будет справляться со всеми своими обязанностями и «закрывать» вопросы ещё до того, как они выходят на уровень премьер-министра или даже Президента.
И дело ведь не только в недавнем разносе Путиным Решетникова. Данная ситуация стала, пожалуй, наиболее ярким примером. Если угодно, той точкой кипения, после которой необходимо делать кадровые перестановки. За ростом цен на базовые продукты питания обязаны следить как Минсельхоз, так и Минэк. Но если работа Патрушева, в целом, вопросов не возникает, и данная ситуация является, скорее исключением из правил, то у Решетникова это очередной провал.
Как бы то ни было, у меня нет морального права подвергать Решетникова уж слишком острой критике. Я прекрасно понимаю, что глава Минэка просто не готов к должности Министра. Решетников не является системным либералом. Он — нейтральная фигура. Поэтому я пожелаю Решетникову удачи, но уже в новой должности. Пост губернатора для него — то, что надо.
Но главным заключается тот факт, что если случится отставка Решетникова, на его место должен прийти в обязательном порядке человек Белоусова. Если же это будет системный либерал, то по временам Решетникова мы ещё будем ностальгировать. Но в такой сценарий я верб слабо. Последним либералом на посту главы Минэка был Алексей Улюкаев. Что с ним стало — всем прекрасно известно.