2 декабря власти Украины отменили «карантин выходного дня», отметив, что он дал положительный эффект. Однако уже 9 декабря в стране было зарегистрировано рекордное число смертей от коронавируса – 257 человек. Учитывая приближающийся пик заболеваемости сезонным гриппом, правительство приняло решение о введении в стране с января полного локдауна. Почему Киеву приходится идти на такие жесткие меры и что они будут означать для украинской экономики, проанализировал научный сотрудник Института экономики РАН Максим Бороденко.
Карантинный порог
Ситуация с коронавирусом на Украине, как и в ряде других стран мира, становится все хуже. Почти каждый день бьются все новые рекорды по числу заболевших, а методы борьбы с эпидемией вызывают большие вопросы. Главное, чего в этой ситуации боятся жители Украины (особенно малый и средний бизнес) и чего не хотело руководство по политическим и экономическим причинам – это введения нового тотального карантина, аналогичного весеннему. В то же время власти не хотят нести ответственность за эпидемиологический кризис и коллапс в системе здравоохранения.
Именно по этой причине озвучиваемый разными ведомствами порог, при котором страна вновь будет закрыта на карантин, поднимался уже несколько раз: сначала говорили о 9 тыс. новых случаев в сутки, потом 12, 15, 20. Последней называлась цифра в 30 тыс. выявленных больных в день: якобы, именно при этом показателе в течение короткого времени наступит коллапс системы здравоохранения.
При этом на самом деле ситуация уже сейчас крайне тяжелая: в большом количестве больниц нет мест, наблюдается острая нехватка врачей, оборудования, тест-систем, аппаратов ИВЛ и кислорода к ним. Нет ясности по наличию денег на борьбу с пандемией.
Весной был создан «фонд борьбы с коронавирусом», объемом в 66 млрд грн. ($2,4 млрд). По словам министра финансов Украины, средства из фонда были потрачены практически полностью уже к июлю. При этом 24 ноября Минфин сообщил, что «по состоянию на 20 ноября 2020 года из Фонда борьбы с COVID-19 использованы 41 млрд грн. ($1,5 млрд), что составляет 62% от общей суммы в 66 млрд грн».
В то же время из-за образовавшейся дыры в бюджете власти вынуждены сокращать расходы. Вследствие этого по линии министерства здравоохранения в целях экономии за 10 месяцев было потрачено на 24,5 млрд грн. ($872,8 млн) меньше, чем было запланировано.
Компромисс или провал?
У руководства страны все меньше ресурсов для борьбы с распространением болезни и с последствиями пандемии. Чтобы предпринять хоть какие-то действия для снижения числа новых заболевших и чтобы не вводить полный локдаун, в качестве компромисса было принято решение о введении карантина выходного дня с 13 ноября. Теперь в выходные не могли работать никакие развлекательные заведения, предприятия сферы услуг (кроме транспорта), а предприятия общепита работали только на вынос. Нововведение просуществовало до конца ноября, но власти рассматривали вариант его продления до апреля. Данная мера вызывает большие вопросы как у экспертов, так и у простых жителей.
Во-первых, эффективность «карантина выходного дня» по замедлению распространения болезни совершенно неочевидна. Даже если по выходным люди будут сидеть дома и никуда не будут ходить (что крайне маловероятно), то скопление людей в торгово-развлекательных центрах, магазинах и в других местах будет образовываться по будням. К тому же, во все дни без ограничений будет работать транспорт, который остается одним из главных мест передачи заболевания. А массово люди в основном пользуются транспортом в будние дни.
Во-вторых, по словам бизнеса, карантин выходного дня еще хуже, чем полный запрет на работу. Связано это с тем, что для сферы услуг, особенно для общепита, на выходные дни приходится примерно 40% доходов. Если прекратить или ограничить работу в выходные дни (например, позволить ресторанам работать только на вынос), то значительная часть дохода будет потеряна. Кроме того, во время весеннего локдауна бизнес мог не платить за аренду помещения, так как работа была полностью приостановлена, и получал хотя бы минимальную поддержку со стороны государства в виде определенных льгот, послаблений или выплат. Теперь же при том, что потеряна почти половина дохода, необходимо еще и выплачивать в полном объеме арендные платежи.
При этом никакая поддержка бизнеса со стороны государства пока не предусмотрена. Это может окончательно добить большое количество малых и средних предприятий, особенно в сфере услуг.
Саботаж карантина и дилемма властей
Как показали итоги первых «карантинных выходных», часть предпринимателей решили открыто саботировать распоряжение Киева. Кроме того, по информации украинских СМИ, восемь областных центров на уровне мэров отказались вводить карантин выходного дня (Львов, Одесса, Днепропетровск). Разумеется, у этого решения был предвыборный подтекст – это было за неделю до второго тура выборов мэров. Однако неповиновение демонстрирует падение авторитета и влияния центра на местах.
Власть встала перед непростой дилеммой. Карантин выходного дня явно не сработал, и, судя по масштабам и скорости распространения болезни, уйти от введения полного локдауна не получится. Возврат тотального карантина активно обсуждался, и, исходя из заявлений последних дней, власти не могли договориться только о сроках его введения: одни говорили, что нужно вводить в начале декабря, другие – в конце.
Как показывает практика соблюдения карантина выходного дня, центральная власть оказывается перед большим риском.
Пока решению властей не подчинилось лишь ограниченное число городов, в том числе областных центров. Но введение тотального карантина может заставить куда большее число местных органов власти в разных регионах страны открыто игнорировать указание из Киева, так как все понимают политические и экономические последствия локдауна. А это уже чревато еще большим падением веса и авторитета руководства страны на местах. И это при том, что с эпидемией надо как-то бороться.
Очевидно, что у Киева в этой ситуации нет хорошего выхода – особенно если учесть, что уже на днях начинается зима, традиционно самое сложное время года для социально-экономической и политической обстановки на Украине.
Максим Бороденко, научный сотрудник Института экономики РАН