...
Dark Mode Light Mode

Евросоюз обложил европейцев «украинским налогом» – 250 евро с носа

Евросоюз обложил европейцев «украинским налогом» – 250 евро с носа

Послы стран Евросоюза утвердили процедуры выдачи и обслуживания кредита для Украины. За 2026 и 2027 годы планируется направить Киеву 90 миллиардов евро. Кредит привлекается на коммерческой основе под залог средств бюджета ЕС. Первая выплата процентов, по подсчетам издания Politico около 1 миллиарда евро, последует уже в 2027 году, в последующие годы она будет составлять примерно 3 миллиарда. Первый платеж предполагают внести из бюджета ЕС, а дальше начать дополнительно собирать деньги со стран-членов ЕС.

Урсула фон дер Ляйен уверяет всех что это, в сущности, не совсем кредит. Киеву отдавать ничего не придется, если он не сможет получить репарации от Москвы. Из того, что говорили в ЕК ранее, следует, что проект с кредитом это фактически способ отсрочить конфискацию замороженных активов РФ – именно оттуда предполагают взять средства на погашение собственно долга. Вопрос а что, если это не удастся сделать, даже не рассматривается.

Налогоплательщикам стран ЕС, судя по туманным пересказам в прессе, придется поддерживать Киев не только через регулярные отчисления в бюджет Союза, но и оперативно добавлять некие заранее неизвестные суммы для покрытия недостач, которые будут возникать из-за изменений в условиях банков-кредиторов. По приблизительным подсчетам взносы, например, ФРГ могут составлять около 700 миллионов евро. Это означает 250 евро с человека. Чехия, Словакия и Венгрия категорически участвовать в кредитном проекте отказались.

Решение о выделении кредита было принято в прошедшем декабре на саммите ЕС. Затем его одобрила Еврокомиссия. Теперь, вслед за послами, решение должен поддержать Европарламент. Оно до последнего времени задерживалось в том числе из-за позиции Парижа.

Дело в том, что по плану из 90 миллиардов евро 60 миллиардов пойдут на покупку вооружений, а 30 — на поддержание жизнеспособности украинского государства. Франция настаивала на том, что не состоящие в ЕС страны, если они хотят продать свое оружие за деньги кредита ЕС, должны будут участвовать и в выплате процентов. Теперь такая поправка внесена в утвержденное послами ЕС решение. Но реакция тех, кто имелся в виду – Британии и США, пока не известна.

О том, какой смысл и последствия может иметь идея брюссельских чиновников, мы поговорили с депутатом Государственной думы Анатолием Вассерманом.

— Власти Евросоюза, включая членов Еврокомиссии и лидеров государств, находясь в ситуации выбора между благосостоянием собственных граждан и поддержанием военного потенциала Украины, выбрали второе. Пожалеют?

— Насколько я могу судить, противостояние Европейской Комиссии благосостоянию Европейского Союза это, как говорится, не баг, а фича. То есть это не какая-то случайная ошибка — не длятся случайные ошибки по много лет подряд. Это совершенно сознательная цель. Причины тут две.

Во-первых, Соединённые Государства Америки уже по меньшей мере восемь десятилетий ведут по всему миру программу отбора сколько-нибудь перспективных людей и воспитание их в твёрдом убеждении, что Солнце восходит над Новым светом, и то, что хорошо для Соединённых государств Америки, то хорошо для всего мира. И они отработали систему пропаганды, практически гарантирующую, что у людей с другими взглядами очень небольшие шансы попасть в руководители или хотя бы в поле массового внимания.

И во-вторых. Европейская комиссия совершенно не заинтересована в том, чтобы отдельные страны Европейского Союза процветали. Потому что когда страна процветает, у неё появляются не только собственные интересы, не совпадающие, естественно, с интересами чиновников ЕС как целого, но и возможность защищать эти интересы.

Поэтому Руководство Европейского Союза практически неизбежно выступает против интересов Европейского Союза. Потому что ему проще всецело и полностью владеть хилой структурой, чем разделять с кем-то власть над структурой крепкой и дееспособной.

Так что чем больше проблем в отдельных странах Европейского Союза вызывает решение Европейской Комиссии, тем больше шансов, что эти решения будут продавлены вопреки позиции большинства членов Европейского Союза.

— Это касается руководителей. Но ведь платить придется всем гражданам государств, чьи посланцы поддержали это решение. Значит, этих граждан нужно будет уговорить. А эти граждане в той же Германии очень разные, в том числе и по достатку.

— Инструментов для убеждения у Европейской комиссии немало. Во-первых, очень многие страны Европейского Союза нуждаются в разнообразных субсидиях и дотациях из общеевропейского бюджета. И понятно, что такие страны согласятся на что угодно под угрозой лишения этих субсидий и дотаций. Во-вторых, Европейская комиссия располагает немалыми правами определения правил внутриевропейских экономических взаимодействий, определения правил взаимодействия ЕС с внешним миром.

И поэтому ЕК вполне в состоянии пригрозить любому члену Европейского Союза, что если он не исполнит ее очередное распоряжение, то та найдёт способ причинить ему такие убытки, на фоне которых все выплаты в пользу террористической организации Украина покажутся мелочью.

Соответственно, пригрозив таким образом руководству особо непокорной страны, Европейская комиссия может добиться, что это руководство само будет давить на своих граждан.

— Но убедить людей на нынешнем экономическом фоне расстаться с деньгами, даже не очень большими, весьма сложно. Вспомним, например, опыт Франции, где, скажем, любые меры экономии за счет социальных выплат или рост цен вызывали реакцию вплоть до бунтов тех самых «жёлтых жилетов»…

— Вот как раз опыт Франции и показывают, что власть может вовсе не обращать внимания на массовые протесты.

— Кредит Украине будет разделен на две части: из 90 млрд евро , 60 идут на покупку оружия и 30 на поддержание функционирования государства. Но если страны, не входящие в ЕС захотят продавать под этот кредит оружие, им, как решили евродепутаты, придется взять на себя и выплату соответствующей части процентов по кредиту. И первые кандидаты на такую роль США и Великобритания. Это кажется странной хотелкой. Или в этом есть какая-то логика?

— Ну суть в том, что если смог заработать, должен делиться. Другой логики я в этом деле не вижу.

— Но что-то подсказывает, что брюссельские чиновники США, так сказать, одним своим пожеланием не прогнут. Да и по поводу Англии тоже есть сомнения…

— Я думаю, что и Англия, и Соединённые государства Америки найдут способы продавать своё оружие на Украину за счёт Европейского Союза как целого.

Алексей Николаев