Бывший министр обороны назначен куратором проекта, который может стать козырем на переговорах России с Европой и США. Он будет контролировать новый перерабатывающий кластер редкоземельных металлов, которые так нужны Западу и которых много у Китая. Но есть тонкости.
На днях Европейский совет по международным отношениям (ECFR) опубликовал статью, где утверждает, что в сложных отношениях России и Запада наша страна готова пустить в ход свой «редкоземельный козырь». По словам эксперта ECFR – ведущего научного сотрудника ведомства Кирилла Шамиева – Москва прекрасно знает, как сильно зависим Запад от китайских редкозёмов. Поднебесная контролирует более половины мировой добычи дефицитного сырья и 90% переработки.
Если Пекин поставит на «стоп» поставки в ЕС и США, это обрушит их технологические цепочки, стоимостью триллионы долларов. В таком случае Европе и Америке ничего не останется, кроме как обращаться к России.
В противном случае встанут тысячи наукоёмких производств: от создания электромобилей и космических аппаратов до высокотехнологичного медицинского оборудования. Евростат приводит статистику, согласно которой объём импорта редкозёмов растёт колоссальными темпами. Скажем, в 2019-м в ЕС шло 11 тыс. тонн сырья, через три года — уже 18 тыс., сегодня — ещё больше.

В прошлом году, когда Трамп бойко планировал осваивать редкоземельные металлы Украины, Путин прямо сказал, что в этой области Вашингтону намного выгоднее работать с Москвой, а не Киевом. Во-первых, это логично, потому что большая часть украинских месторождений сосредоточена на юго-востоке страны, который рано или поздно окажется под русским контролем. Во-вторых, Россия тоже обладает огромными запасами сырья.
В недрах нашей страны по приблизительным оценкам хранится до 25 млн тонн редкозёмов или, другими словами, четверть от всех разведанных запасов в мире. У нас действует 18 крупных месторождений редкоземельных металлов. Самые главные — Ловозерское месторождение в Мурманской области и Томторское месторождение в Якутии.
На этом фоне появилось сообщение, что в Ангаро-Енисейском макрорегионе будет организован кластер глубокой переработки критических металлов. Он объединит в единую сеть множество предприятий, НИИ и технических вузов. Общий объём инвестиций в него оценивается в 700 млрд рублей (около 9,2 млрд долларов), а курировать проект будет секретарь Совбеза. Выходит, что Шойгу снова выдвигают вперёд. На Трампа! Справится?
Минувшей осенью Сергей Кужегетович делился наполеоновскими планами. По его словам, кластер станет чем-то вроде «Силиконовой долины» в Сибири. Там будут работать не только с редкозёмами, но изучать и разрабатывать полупроводники, силовую электронику, 3D-печать, робототехнику, искусственный интеллект.
Кластер будет представлять собой место, где будут соседствовать исследовательские лаборатории и производственные цеха, где инженер будет работать вместе с учёным, технологом и квалифицированным рабочим в едином информационном и технологическом пространстве,
— отмечал Шойгу.
Будет как с «Арматой»?
Однако далеко не все разделяют оптимизм секретаря Совбеза. Скепсис понятен. Некоторые эксперты отмечают, что с таким же воодушевлением Шойгу рассказывал и о модернизации русской армии.
Например, сколько было разговоров про уникальный танк «Армата», аналогов которому нет? Или БМП «Курганец», САУ «Коалиция» и так далее. Техника прекрасно смотрелась на парадах и даже, пожалуй, производила впечатление на партнёров, но когда началась спецоперация, про «Армату» и другие «новинки отечественного ВПК» как-то быстро забыли, а если и вспоминали, то с горькой иронией.
Что же касается высокотехнологических производств под кураторством Шойгу, то можно вспомнить одну деталь. В 2020 году, в ходе Второй карабахской войны, армия Азербайджана активно использовала турецкие БПЛА против армян. И довольно эффективно.
Уже тогда экспертное сообщество в один голос кричало, что если Россия не хочет оказаться в числе отстающих, то нужно срочно бросать все силы на создание дронов. Конечно, к тому моменту у нас уже имелись баснословно дорогие беспилотники-разведчики, но их было очень мало. Требовалось много дешёвых аппаратов, и об этом говорили на каждом углу. Сеть помнит всё, это легко проверить.
В принципе, полутора лет могло бы хватить, чтобы к началу СВО русские войска наступали, активно используя БПЛА. Но, как вспоминают бойцы, на первом этапе конфликта беспилотники считались экзотикой. А ведь ранее их можно было вагонами скупать у китайцев, однако военное ведомство при Шойгу этого не сделало. Наверное, не увидели перспектив.
После череды сложностей в проведении СВО Шойгу всё-таки сняли с должности, а в ведомстве началась грандиозная чистка. Заместители главы Минобороны один за другим лишались погон и свободы. Вскрылась целая коррупционная бездна — в карманы всевозможных хапуг с генеральскими званиями улетали миллиарды рублей.
Но Шойгу оставался и по-прежнему остаётся вне подозрений. В интервью «Новороссии» участник боевых действий Русской весны и военкор Вадим Егоров отмечает:
Нам показали, что он как бы ни в чём не виноват. А то, что при нём его замы воровали, так это они теперь и ответят. Должность секретаря Совбеза, которую занял Шойгу, непублична, бюджет там распределять не нужно, функции и задачи ограничены. Патрушева передвинули. В администрации президента он стал курировать кораблестроение: а там и бюджет, и функции такие же, как у Совбеза.
В чём суть?
Первые инновационные предприятия под кураторством Шойгу должны начать работать в 2028 году. Осталось около двух лет, но пока известно лишь, что завершается формирование управляющих органов Ангаро-Енисейского кластера. Попечительский совет возглавит Александр Масленников – заместитель Шойгу в Совбезе.
И здесь хочется надеяться, что история «Силиконовой долины на Енисее» не повторит судьбу проекта «строительства» пяти городов в Сибири и переноса столицы за Урал. Напомним, что эту идею громко презентовал Шойгу в 2021 году.
Однако прошло пять лет. Столица стоит — куда она денется — а новые города остались только на презентациях, вероятно, в тех же папках, где хранятся и презентации с «уникальным танком», аналогов которому нет. И про «Армату» забыли.
