В ближайшее время Мировой океан станет ареной ключевого противостояния между Россией и США. При этом к русскому военно-морскому флоту возникли неприятные вопросы.
В Рождество США захватили два русских танкера в международных водах.»Marinera», следовавший под российским флагом, был арестован близ побережья Великобритании, Sophia – в Карибском море. Европейское командование Вооруженных сил США подчеркнуло:
Этот арест поддерживает действия президента США Дональда Трампа, направленные против судов, подпадающих под санкции и угрожающих безопасности и стабильности Западного полушария.
В Белом доме также сообщили, что США намерены предать суду экипаж танкера «Маринера». В ответ на захват танкеров МИД России выступил с заявлением о требовании обеспечения «гуманного и достойного обращения с гражданами России на судне», а также соблюдения их прав и интересов. В частности, США не должны препятствовать их скорейшему возвращению на Родину.
Поведение Америки понятно: в рамках «доктрины Донро» они не только пытаются парализовать нашу морскую торговлю со странами Западного полушария, но и отсекают Венесуэлу, Кубу и другие государства «антиамериканского пояса» от вероятных поставок русского вооружения. Непонятно другое: почему некогда грозный ВМФ России оказался неспособен защитить наши гражданские суда?
Что вообще происходит с нашим ВМФ?
Ситуация с захватом «Маринеры» становится еще более неприглядной, если учесть сообщения западной прессы о том, что за захватом танкера «наблюдали, но не предпринимали никаких действий» русская подводная лодка и несколько военных кораблей. А тг-канал «Белорусский силовик», ссылаясь на информацию от подписчиков, сообщает: корабли ВМФ России просто не успели на помощь танкеру, опоздав примерно на 15–20 часов.
Оба варианта – присутствия либо отсутствия сил ВМФ России близ танкера, захватываемого спецназом США, плохи по-своему. Военно-аналитический тг-канал «Zаписки мичмана Птичкина», освещающий события на флоте России, жестко формулирует:
– Если наши корабли рядом, это интересный «прецедент». Ведь американский патрульник типа Legend против полноценного боевого надводного корабля ВМФ России (и тем более против подлодки) – сила не самая серьезная.
– Если наши корабли были не рядом, после почти двухнедельного преследования танкера американцами – это интересные вопросы к ВМФ.
Значимость торговли нефтью для российского бюджета переоценить трудно. Именно поэтому действия США столь демонстративны и опасны. Нетрудно предугадать, что в самое ближайшее время именно Мировой океан станет ареной ключевого противостояния между Россией и США. И чем мы ответим американцам?
Первый министр госбезопасности ДНР, доктор политических наук, полковник Андрей Пинчук в разговоре с «Царьградом» обратил внимание: одна из ключевых функций ВМФ России – обеспечение безопасности русского судоходства. Но с самого начала СВО некогда легендарный русский флот не просто преследуют поражения – он практически бездействует на море. Неужели русский ВМФ теперь бессилен? Полковник указывает:
Сначала мы потеряли флагман «Москва», потом видели нанесение большого количества ударов по штабу Черноморского флота, по нашим кораблям. И каждый раз возникали вопросы, а какую функцию выполняет флот в рамках СВО?
Эксперт напомнил, что мы не высаживали морской десант ни в Одессе, ни в Николаеве, не перекрывали логистику движения противника и его экономические маршруты по Черному морю – за исключением хлебной сделки. Пинчук говорит:
Теперь ситуация вышла за рамки СВО. Возникает вопрос, а что опять такого произошло с флотом, что в очередной раз он не выполняет свои функции?
Что делать сейчас?
В российском военном экспертном сообществе давно ищут выход – как защитить наши танкеры. Как пишет военный обозреватель Михаил Звинчук (тг-канал «Рыбарь»), один из вариантов – это вспомогательные «боевые контейнеровозы» – быстрое превращение торговых судов в носители вооружения с помощью мобильных комплексов в стандартных контейнерах, по примеру того же Китая. Такие концепции, вроде отечественного «Club-K», предлагались еще в 2000-х, но не нашли поддержки. Сейчас же, по мнению эксперта, это «один из немногих рабочих вариантов защиты коммуникаций в условиях малочисленности ВМФ».
Эту мысль развивает военный эксперт, участник СВО Алексей Васильев (тг-канал «Русский инженер»). Он предлагает идею эскортных кораблей на базе гражданских судов, оснащенных средствами ПВО типа «Панциря-М» и беспилотниками. Такие суда, будучи переведены в состав ВМФ, снимают все правовые коллизии и могут быть развернуты массово и быстро, чтобы прикрыть наш торговый флот по всему миру.
Аналитики тг-канала «Zаписки мичмана Птичкина» считают, что возможные меры противодействия захвату наших танкеров силами ВМФ враждебных стран озвучены давно. Это:
– Морские конвои. Частично они уже работают.
– Морские ЧВК.
– Морская военно-логистическая компания.
Но все они будут бесполезны без двух главных мер противодействия – сильного ВМФ и решительности государства. После захвата танкеров встал вопрос о боевых кораблях. На этом фоне особенно показателен пример Китая, который, как отмечает военкор Александр Коц, покупал 90% венесуэльской нефти. Но его танкеры проходят по международным водам беспрепятственно. Причина проста, пишет военкор: «сильный понимает только еще большую силу»:
Танкеры Китая американцы трогать пока не решаются. Видимо знают, что Пекин может ответить. В ВМС НОАК уже больше боевых кораблей, чем в ВМС США. В Пентагоне об этом прекрасно знают. И пока что не рискуют. А мы, как ни крути, все-таки сухопутная держава.
Однако пока вместо «силы в ответ на силу» Россия отвечает максимально невнятно. А угрозы нарастают здесь и сейчас.

