Новые горизонты для водителей: обычные права откроют дорогу к вездеходам и багги
Водители, имеющие обычные права категории «В» для управления легковыми автомобилями, вскоре могут получить возможность садиться за руль внедорожной самоходной техники. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу, что может существенно упростить доступ к активному отдыху для миллионов россиян и дать новый импульс развитию внутреннего туризма.
«Сенаторы напомнили, что с 2023 года водителям легковых автомобилей уже разрешили управлять самоходной техникой категории «AI» — квадроциклами и снегоходами. Однако более тяжёлая внедорожная техника по-прежнему остаётся для них недоступной», — сообщает «Парламентская газета».
Инициаторами изменений выступили председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и его первый заместитель Алексей Синицын. Они указывают на то, что действующие правовые нормы создают искусственные барьеры для любителей путешествий по бездорожью. В настоящее время для управления такими транспортными средствами, как багги, вездеходы и снегоболотоходы (категория «AII»), необходимо специальное удостоверение тракториста-машиниста, которое выдает Гостехнадзор.
Что предлагает законопроект: новые правила для категории «AII»
Согласно тексту законодательной инициативы, водителям с правами категории «В» будет разрешено управлять внедорожной самоходной техникой при соблюдении двух ключевых условий. Первое — достижение возраста 19 лет, что соответствует текущему возрастному цензу для получения удостоверения тракториста-машиниста категории «AII». Второе — техника должна иметь разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонны и число пассажирских мест не более восьми.
Поправки планируется внести непосредственно в два основополагающих закона: «О безопасности дорожного движения» и «О самоходных машинах». Это системное изменение, которое унифицирует правила доступа к управлению различными типами транспортных средств. Важно отметить, что Правительство России уже выразило поддержку данной инициативе, что повышает шансы на ее успешное принятие.
«Законопроект предлагает допустить к управлению техникой категории «AII» водителей с правами «В» при условии, что им исполнилось 19 лет — именно с этого возраста Гостехнадзор сейчас выдаёт соответствующие удостоверения».
Аргументация авторов: туризм, безопасность и запрос бизнеса
Основной мотив разработчиков законопроекта — устранение препятствий для развития внутреннего туризма. По мнению сенаторов, существующие ограничения вынуждают потенциальных туристов либо полностью отказываться от поездок по уникальным труднодоступным местам России, либо управлять техникой нелегально, без соответствующего разрешения. Ни тот, ни другой вариант не способствуют ни безопасности, ни экономическому росту отрасли.
Андрей Кутепов отдельно отметил, что импульсом для подготовки документа стали многочисленные обращения представителей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере туристических услуг. После того как в 2023 году водителям с категорией «В» разрешили управлять квадроциклами и снегоходами (категория «AI»), от предпринимателей последовали запросы распространить эту практику и на более тяжелую технику.
Вопрос безопасности также нашел отражение в позиции авторов. «Управление автомобилем сложнее, чем вездеходом, и водители с категорией «В» после инструктажа способны безопасно справляться с такой техникой», — подчеркнул сенатор. Таким образом, предполагается, что навыки управления легковым автомобилем в городе являются достаточной базой для последующего освоения внедорожной техники после краткого инструктажа.
Перспективы: бум вездеходного туризма
Предлагаемые изменения законодательства возникают на фоне активного роста популярности вездеходного туризма в России. Эксперты отмечают, что сотни компаний по всей стране уже предлагают туры и экскурсии на внедорожной технике в уникальные природные локации — от арктических тундр до горных перевалов и сибирской тайги. Спрос на такой формат путешествий стабильно увеличивается.
Упрощение процедуры доступа к управлению вездеходами может стать значительным стимулом для дальнейшего развития этого сегмента. Это открывает новые возможности как для туроператоров, расширяющих клиентскую базу, так и для простых граждан, желающих самостоятельно планировать экспедиции. Законодатели рассчитывают, что инициатива внесет вклад в реализацию стратегии по развитию внутреннего туризма, делая природные богатства страны более доступными для ее жителей.
Теперь вопрос находится в ведении депутатов Государственной Думы, которым предстоит рассмотреть законопроект, учесть возможные поправки и принять окончательное решение. В случае одобрения новые правила вступят в силу после официального опубликования закона.
