По версии журнала Politico президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп вошли в топ-5 рейтинга самых влиятельных лидеров в Европе. Эта, казалось бы, рядовая новость, на самом ярко и очень точно иллюстрирует мировые процессы, причем, не только политические.
Путин и Трамп: возвращение эпохи лидеров-одиночек.
Могла бы возникнуть подобная ситуация еще каких-то 30 лет назад? Допустим, включение Слободана Милошевича в модный рейтинг? Я уж не говорю о более одиозных лидерах вроде Каддафи. Мне возразят: но Милошевич поначалу сотрудничал с американцами, а Муаммара Каддафи так и вовсе имел клеймо террориста (при том, что одним из первых выступал за арест Усамы бен Ладена).
Но я говорю не о политических взглядах, партийной принадлежности и даже не о внешней политике.
Я говорю о таком образе лидера, который доминирует над политической конъюнктурой, над неким безликим стандартом.
Во времена всемирного расцвета демократии, когда Европа казалась бесконечно сильной и успешной, а Россия — отстающей, нищей и дикой, ни в США, ни тем более на нашем континенте была немыслима массовая симпатия к государственному лидеру, который даже теоретически может противопоставить свои взгляды и решения мировому либеральному обкому.
Если отойти ненадолго от условно современной истории и взглянуть на процессы шире, то и есть римский подход: система, которая управляет личностью, общественные приоритеты, которые стоят над личными.
А вот герой-одиночка, лидер, который единолично бросает вызов существующему порядку — это история греческая. Греки вообще проповедовали главенство личных интересов и личной воли. Христианство позже эту парадигму изменило.
Так вот, парадокс сегодняшней реальности заключается в том, что Трамп, как и Путин, воспринимаются лидерами жесткими, очень тоталитарными, возможно, местами жестокими и совсем недемократичными.
Но, по сути, они вернули в нашу реальность вот какую мысль: как бы ни была система, как бы ни был силен общественный консенсус по тому или иному вопросу, в силах одного человека этот консенсус поменять. Личные качества важнее, чем любые стандарты: даже очень верные и справедливые.
И, кстати, сама идея демократии зародилась именно в Греции — стране, где символом прогресса всегда был герой-одиночка.
Либеральные публицисты из числа сбежавших из России в 2022 году любят использовать клише — “откат к средневековью”.
Но если вдумчиво посмотреть на происходящее, несмотря на все издержки тех или иных решений сегодняшних лидеров, все это гораздо больше похоже на новый виток развития, чем на откат.
Меняется парадигма, меняется мышление. И это гораздо более весомый и важный процесс, чем минутная политическая конъюнктура.
Мария Дегтерева
