Dark Mode Light Mode

Вильнюс поставил Лукашенко «на счётчик». Батька перешёл на «выражения», дальше – железнодорожная блокада

Вильнюс поставил Лукашенко «на счётчик». Батька перешёл на «выражения», дальше – железнодорожная блокада

Калининград оказался заложником белорусско-литовского конфликта. Судьба застрявших в Белоруссии фур толкает прибалтов на отчаянные шаги. Кто кого переиграет?

Заработать на собственных ошибках

Дипломатический конфликт между Вильнюсом и Минском постепенно превращается в театр абсурда. Литовские власти потребовали от президента Белоруссии Александра Лукашенко оплаты за последствия собственных решений. Советник премьер-министра Литвы Игнас Доброволскас в эфире радио LRT озвучил условия ультиматума:

Рассматривается вопрос о долгосрочном ограничении перевозок белорусских железнодорожных грузов через территорию Литвы. Транспортный кризис достиг предела – простой грузовиков уже обошелся в 5 млн евро.

Вместо открытия границы и поиска дипломатических решений Литва решила сыграть на обострение и в открытую угрожает прекращением транзита белорусских грузов.

Вильнюс поставил Лукашенко «на счётчик». Батька перешёл на «выражения», дальше – железнодорожная блокада

Важный нюанс: через территорию Литвы проходит до 40% наземных поставок в Калининградскую область (остальные 60% – морем), что делает угрозы Вильнюса весьма болезненными не только для белорусской, но и для русской логистики. Но в Кремле не единожды подчёркивали, что не позволят взять Калининград в заложники.

Зеркальный ответ Минска

Кризис на белорусско-литовской границе начался с «шарикового инцидента». В конце октября литовские власти зафиксировали в своём воздушном пространстве метеозонды, которые, по данным Вильнюса, использовались для контрабанды с белорусской территории. Литовская пограничная служба предоставила отчёт:

С помощью воздушных шаров систематически перебрасывались крупные партии сигарет через границу, создавая угрозу для гражданской авиации.

Это стало официальным предлогом для одностороннего закрытия границы Литвой 29 октября. Почему-то не воздушной, а сухопутной.

Ответ Минска последовал незамедлительно. Уже 31 октября Беларусь ввела зеркальные меры, запретив движение по своим дорогам грузовиков, зарегистрированных в Литве и Польше. Это очень не понравилось Литве, которая, видимо, надеялась, что Белоруссия всё молча проглотит. Пресс-секретарь МИД Беларуси Руслан Варанков тогда заявил:

Решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке. Беларусь не несет ответственности за его негативные последствия.

Кто кого переиграет

Александр Лукашенко также рассказывал, что, когда «полетели шарики», от него требовали извинений, причём публичных. И он готов был извиниться, если будут предоставлены доказательства вины белорусской стороны.

Однако, напротив, это белорусы предоставили Литве доказательства, что их граждане как раз таки и занимались контрабандой сигарет, чтобы затем те подороже перепродавать в странах ЕС. Называлась даже цифра – 100 человек, которых МВД Литвы уже задержало за участие в схеме с контрабандой через метеозонды.

Тем не менее требование извинений Вильнюс не только не снял, но и подкрепил угрозой железнодорожной блокады и фактически поставил Лукашенко «на счётчик»: очевидно, 5-миллионные убытки, компенсацию за которые они сегодня требуют, дальше будут только расти.

Батька такого перформанса не стерпел и едва сдержался, чтобы не закончить своё выражение так, как оно звучало в оригинале на русском языке:

Я говорю: «Пошли на три буквы. И так далее…

По данным белорусской таможни, на территории страны скопилось более 5 тысяч литовских грузовиков. Попытки Вильнюса договориться об организации эвакуационного коридора успехом не увенчались. Минск предлагает возобновить работу пропускных пунктов, но Литва расценивает это как «создание искусственных препятствий» – мол, пропускайте наши фуры, и на этом всё.