Dark Mode Light Mode

Сербская «лягушка». Как ЕС превращает Белград в пособника Украины

Сербская «лягушка». Как ЕС превращает Белград в пособника Украины

Президент Сербии Александр Вучич продолжает «радовать» нас своим искренне «братским» отношением к России. Нет, на словах всё хорошо — мир, дружба, жвачка — но на деле Белград без всяких угрызений совести поставляет оружие киевскому режиму. Да, окольными путями — но, тем не менее.

Видимо для того, чтобы в связи с этим, у Москвы в будущем не возникало вопросов Вучич на голубом глазу предложил Европе услуги сербского ВПК. В интервью журналу Cicero он так и сказал: боеприпасов у нас много, покупайте сколько угодно и делайте с ними потом всё, что захотите – мы уже ни при делах.

«У нас полные склады боеприпасов, и мы производим ещё больше, особенно миномётные снаряды. Мы производим больше боеприпасов, чем Франция. Я не хочу, чтобы меня воспринимали как поставщика оружия для воюющих сторон, но Европе нужны боеприпасы. Поэтому я предложил нашим друзьям в ЕС заключить с нами контракт на поставку всего, что у нас есть. Это был бы значительный вклад в европейскую безопасность… Покупатели могут использовать их по своему усмотрению. Нам нужен долгосрочный контракт, чтобы мы могли планировать. Я всегда говорил, что Сербия сохраняет военный нейтралитет. Но мы абсолютно готовы сотрудничать с европейскими армиями». Конец цитаты.

Как видим, при всём при этом Вучич продолжает настаивать на сербском нейтралитете, хотя и не скрывает, что его подход сугубо меркантильный, и в общих чертах его можно сформулировать так: «если можно зарабатывать на чужой войне, отчего бы не заработать».

«У нас в ВПК Сербии 30 тысяч человек зависят от возможности продать эти боеприпасы кому-либо. Сейчас это хороший рынок, и мы можем продать все, что производим. Но когда продавали, получили два очень серьезных заявления СВР РФ против Сербии и меня лично, потому что они нашли какие-то снаряды на украинской стороне. Белград не хотел вооружать ни одну из воюющих сторон. Но сейчас у нас проблема, потому что мы должны продавать это кому-то, и мы продадим это, кому сможем, чтобы заработать какие-то деньги. Но стараемся заботиться о том, чтобы не увидеть эти боеприпасы в данной зоне конфликта. Но это происходит время от времени. В конце концов, мы должны платить нашим рабочим. Есть ли в этом что-либо иррациональное?», – резюмировал президент Сербии.

Стоит отметить, что в сложившейся ситуации, которую иначе как подлостью назвать не получается, Москва сохраняет сдержанность и даже – что удивительно – высказывает некоторое понимание позиции сербского руководства. По словам официального представителя президента РФ Дмитрия Пескова, России не хотелось бы, чтобы произведенные в Сербии боеприпасы стреляли в российских солдат, однако:

«В Кремле понимают, какое беспрецедентное давление оказывается на Сербию, поэтому там история совсем непростая. Мы понимаем, какие трудности сербы переживают». Конец цитаты.

Безотносительно того, насколько я сам разделяю подобное благодушие к выходкам Вучича, не могу не отметить, что доля правды в словах Пескова всё же есть. Европа давно и упорно добивается смены Белградом политического курса, шантажируя Сербию отказом в её просьбе вступить в ЕС.

Примерно месяц тому назад глава Еврокомиссии Урсула фон Дер Ляйен в ультимативной форме потребовала от сербов присоединиться к антироссийским санкциям, назвав это одним из условий для вступления республики в Евросоюз.

«Сербии пришло время сделать конкретные шаги для присоединения к нашему союзу. Моя первая мысль – нам нужно видеть прогресс в области верховенства права, избирательной системы и свободы СМИ. Вторая мысль – мы должны увидеть больший уровень соответствия нашей внешней политике, в том числе по санкциям против России. Признаю, что вы достигли 61% совпадения с нашей внешней политикой, но нужно больше. Мы хотим рассматривать Сербию как надежного партнера», – подчеркнула самоназначенная еврофюрерин.

При этом общее давление Брюсселя на Белград достигло такого напряжения, что об этом заговорил уже даже в Европарламенте. Так, выступая с трибуны ЕП, депутат от Германии Томаш Фройлих заявил, что руководство ЕС стремится сделать из Сербии вторую Украину.

«Чего вы вообще хотите от Сербии? Хотите сделать из Сербии вторую Украину? Хотите смены режима? Потому что сейчас создается именно такое впечатление. Законные студенческие протесты против коррупции используются в геополитических целях. Вы подстрекаете громил, которые нападают на сербских полицейских. Вы дестабилизируете страну, которая уже имеет крайне печальный опыт с западной интервенционной политикой. Зачем всё это? Потому что Сербия поддерживает прагматичные отношения с Китаем и Россией? Это священное право Сербии, ведь Сербия — суверенное государство, а сербы — гордый народ. Гордому народу не нужны ваши высокомерные наставления!», – подчеркнул представитель оппозиционной АдГ.

Что касается протестов в формате микро-Майдана, которые вот уже второй год время от времени вспыхивают в Сербии – республика будто варится в них как та лягушка в постепенно закипающей воде, не замечая, как ситуация становится смертельно опасной – то в итоге Европе удалось-таки добиться своего, и президент Вучич был вынужден объявить о проведении досрочных парламентских выборов.

«Уважая требования протестующих, представляющих собой значительное меньшинство в нашей стране, мы пойдем им навстречу, и выборы будут проведены раньше срока. Компетентные органы в нашей стране будут принимать решения в соответствии с Конституцией и законом о том, когда будут проведены выборы, но с учетом требований блокаторов провести выборы раньше, безусловно, уважая требования блокаторов, значительного меньшинства в нашей стране, мы их выполним, и выборы состоятся досрочно. Когда? Компетентный орган примет решение об этом. И люди покажут, какую политику они поддерживают на выборах», – заявил он накануне.

Удастся ли проевропейским силам в этот раз победить – скоро узнаем. Тем не менее, очевидно, что это уступка не столько протестующим, сколько самому Брюсселю, гнева которого Вучич старательно пытается избегать.

Согласия на поставки оружия Украине, видимо, оказалось недостаточно и теперь страну ждёт избирательная кампания, финалом которой с высокой долей вероятности может стать уже самый настоящий Майдан.

А между тем ничего из этого не происходило бы, по крайней мере, это было бы не столь критично, если бы Белград был более самостоятелен в своей политике и действовал бы без оглядки на ЕС. Тем более, что вступления в Евросоюз, куда так настойчиво тянет Сербию Вучич, хотят лишь менее 30% сербов.

При этом, согласно последним данным Eurobarometer, 60% граждан республики выступают за её присоединение к БРИКС.

Поймите меня правильно. В самом по себе стремлении стать частью ЕС нет ничего плохого и предосудительного и руководство Сербии имеет полное право ставить себе такие цели. В нынешних условиях это, конечно, максимально глупо, но каждый сам хозяин своей судьбы.

Другое дело, когда ради подобной глупости кто-то соглашается стать пособником убийств сотен мирных граждан страны, на официальном уровне по-прежнему называемой братской. Согласитесь, это уже в корне меняет и саму ситуацию, и наше отношение к ней.

Источник